Начало \ Стихотворения \ "Кипарисовый ларец"

О собрании

Обновление: 25.08.2024

 

Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец.
Вторая книга стихов (посмертная)
Москва, 'Гриф', 1910
[2] по Библиографии

112 с. Тираж 1200 экз. Художник А. Арнштам
Экземпляр принадлежал Н. В. Недоброво.

Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец.
Вторая книга стихов (посмертная)
Издание 2-е. Петербург, "Картонный домик", 1923 [4]
Состав, редакция и вступительная статья Валентина Кривича.
Обложка
С. В. Чехонина; 159 с.; тираж 2000 экз.

См. титульную страницу, Предисловие и Примечания ниже.


Издание 1910 г. 11,6 MB

"Кипарисовый ларец" по авторскому плану (1987, публикация И. И. Подольской)

"Кипарисовый ларец" в Викитеке     "Кипарисовый ларец" на Lib.ru/Классика

Номера страниц введены мною для удобства навигации


Трилистник сумеречный Трилистник сумеречный

    1. Сиреневая мгла
    2. Тоска мимолётности
    3. Свечку внесли

Трилистник соблазна Трилистник соблазна
    1. Маки
    2. Смычок и струны
    3. В марте

Трилистник сентиментальный Трилистник сентиментальный
    1. Одуванчики
    2. Старая шарманка
    3. Вербная неделя

Трилистник осенний Трилистник осенний
    1. Ты опять со мной
    2. Август
    3. То было на Валлен-Коски

Трилистник лунный Трилистник лунный
    1. Зимнее небо
    2. Лунная ночь в исходе зимы
   3. Tr
äumerei

Трилистник обречённости Трилистник обреченности
    1. Будильник
    2. Стальная цикада

    3. Черный силуэт. Сонет

Трилистник огненный Трилистник огненный
    1. Аметисты
    2. Сизый закат
    3. Январская сказка

Трилистник кошмарный Трилистник кошмарный
    1. Кошмары
    2. Киевские пещеры
    3. То и Это

Трилистник проклятия Трилистник проклятия
    1. Ямбы
    2. Кулачишка
    3. О нет, не стан

Трилистник победный Трилистник победный
    1. В волшебную призму
    2. Трое
    3. Пробуждение

Трилистник траурный Трилистник траурный
    1. Перед панихидой.
Сонет
    2. <Баллада>
    3. Светлый нимб.
Сонет

Трилистник тоски Трилистник тоски
    1. Тоска отшумевшей грозы
    2. Тоска припоминания
    3. Тоска белого камня

Трилистник дождевой Трилистник дождевой
    1. Дождик
    2. Октябрьский миф
    3. Романс без музыки


Трилистник призрачный Трилистник призрачный

    1. Nox vitae
    2. Квадратные окошки
    3. Мучительный сонет

Трилистник ледяной Трилистник ледяной
    1. Ледяная тюрьма
    2. Снег
    3. Дочь Иаира

Трилистник вагонный Трилистник вагонный
    1. Тоска вокзала
    2. В вагоне
    3. Зимний поезд

Трилистник бумажный Трилистник бумажный
    1. Спутнице
    2. Неживая
    3. Офорт

Трилистник в парке Трилистник в парке
    1. <Я на дне>
    2. Бронзовый поэт
    3. "Pace".
Статуя мира

Трилистник из старой тетради Трилистник из старой тетради
    1. Тоска маятника
    2. Картинка
    3. Старая усадьба

Трилистник толпы Трилистник толпы
    1. Прелюдия
    2. После концерта
    3. Буддийская месса в Париже

Трилистник балаганный Трилистник балаганный
    1. Серебряный полдень
    2. Шарики детские
    3. Умирание

Трилистник весенний Трилистник весенний
    1. Чёрная весна (Тает)
    2. Призраки
    3. Облака

Трилистник шуточный Трилистник шуточный
    1. Перебой ритма.
Сонет
    2. Пэон второй - пэон четвёртый.
Сонет
    3. Человек.
Сонет

Трилистник замирания Трилистник замирания
    1. Я люблю
    2. Закатный звон в поле
    3. Осень ("...Не било четырёх...")

Трилистник одиночества Трилистник одиночества
    1. Лишь тому, чей покой таим
    2. Аромат лилеи мне тяжёл
    3. Дальние руки

 


Складень Добродетель

Добродетель
    1. Рабочая корзинка
    2. Струя резеды в тёмном вагоне

 Контрафакции
    1. Весна
    2. Осень ("...И всю ночь там...")

 Складень романтический
    1. Небо звёздами в тумане...
    2. Милая

Два паруса лодки одной
Две любви
Другому
Он и я

 


"Символы"
<Третья тетрадь ("Из кипарисовой шкатулки")>
<
Беловой автограф. 1906-1909>

РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 19. 54 л.



СиТ 90. Вкл.

Что касается второго сборника, то "Кипарисовый Ларец" - действительно ларец. Это полированная, замыкающаяся шкатулка из кипарисового дерева с вензелем на крышке, где хранились - (и сохраняются и ныне) - цветные, кожаные тетради стихов последних лет.

Кривич В. Предисловие // Посмертные стихи Иннокентия Анненского.

А. В. Фёдоров подтверждает, что шкатулка находится в РГАЛИ (см. пояснение к примечаниям в СиТ 59, с. 582, сноска 2). Однако в прим. 1 к письму Анненского С. А. Соколову от 16 января 1907 г. в КО и, соответственно, в прим. 2 к нему же в Письмах II о шкатулке говорится "существовавшая".
И. В. Корецкая написала, что ларец "сохранился в коллекции музея Пушкинского дома" ("Иннокентий Анненский", с. 66).


Складень Контрафакции
Невозможно
Сестре
Забвение
Стансы ночи
Месяц
Тоска медленных капель

Складень Романтический и др.
Тринадцать строк
Ореанда

Дремотность. Сонет
Нервы.
(Пластинка для граммофона)

Размётанные листы, 29
Весенний романс
Осенний романс
Миражи
Гармония
Среди миров

Размётанные листы, 30
Второй мучительный сонет ("Вихри...")
Бабочка газа
Прерывистые строки
Canzone
Дымы
Дети
<Моя тоска>

Анненский, составляя свою книгу из циклов-трилистников, наверняка помнил "Трилистник" К. Д. Бальмонта из сборника 'Будем как солнце' (1903).

Слово "складень" встречается в 3-м явлении трагедии Еврипида "Ифигения - жертва" в переводе Анненского (с. 109):

Менелай: Узнаешь ты этот складень, эти злые начертанья?

Слово "складень" встречается в 8-м явлении трагедии Еврипида "Ифигения - жрица" в переводе Анненского:

Ифигения: Вот он, мой складень частый...

В 1911 г. В. Г. Шершеневич опубликовал свой цикл "Осенний трилистник" в составе первого сборника стихов "Весенние проталинки".

Н. И. Харджиев связывает название сборника "Кипарисовый ларец" с названием книги Ш. Кро, из которой Анненский выбрал стихотворения для перевода, - 'Le coffret de santal' ('Сандаловая шкатулка', 1873). См. на странице. Это предположение высказано в статье-докладе: Лавриллье А., Кихней Л. Анненский-переводчик как 'восприемник' поэтической культуры французских модернистов.

Ещё варианты происхождения названия циклов-"трилистников" и сборника дала И. В. Корецкая, связав с 'Черным трилистником' А. де Ренье и книгой А. Франса 'Перламутровый ларец' (1892), см.: Корецкая И. В. Иннокентий Анненский. С. 66.

E. Bazzarelli предположил, что название книги "Кипарисовый ларец" может происходить из послания Горация "К Пизонам", см. прим. 105 к воспоминаниям М. А. Волошина (ПК, с. 125).

О названии книги  и ее структуре: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. 1992. С. 237-239. PDF

О "кипарисовом ларце", "трилистниках" и "складнях":
Будин П.-А.
'Звездная пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'
(1995). С. 111-112. PDF

О смысловом значении слова "кипарис":
Аникин А. Е. Иннокентий Анненский и его отражения. - I. Предварительные замечания. С.  27.

2-е издание КЛ, скорее всего, и стало побуждением к написанию статьи: Ларин Б. А. О "Кипарисовом ларце" (1923).

А. А. Ахматова в 1964 г. опубликовала стихотворение "Трилистник московский". Причём, её записные книжки содержат два разных состава. Есть в них и "Трилистник траурный", "Трилистник военный", "Трилистник ташкентский", "Трилистник заветный".

Название сборника фигурирует в стихотворениях Юрия Трубецкого "Царскосельский парк" и "Призрак Блока на Офицерской..."

Сборник И. Ф. Анненского дал название Литературной мастерской Ольги Татариновой (не работает, апрель 2021), действующей уже более четверти века. Сегодня эта студия современной поэзии, прозы и перевода продолжает свою работу при Литературном институте им. А. М. Горького под руководством доцента, к. филолог. н., Игоря Болычева, одного из организаторов Анненских Чтений 2005 (FB-группа "Кипарисовый ларец - студия").

Название "Кипарисовый ларец" дано смоленской антологии поэзии 2006 г. (составитель, автор вступительной статьи В. В. Кудрявцев. См. о ней:

2 февраля 2023: 100-летие 2-го издания
2 января 2018 г.


О предполагавшемся издательстве при журнале 'Аполлон':

"...организуется издательство того же наименования. Первыми его изданиями будут сборники стихов Макса Волошина и Инн. Ф. Анненского 'Кипарисовый ларец'".

Литературная летопись // Речь. 1909. ? 189. 13 (26) июля. С. 4. Без подписи.

Книга вышла в свет 6 апреля 1910 г. Реакция на неё была неоднозначной - от восторга и потрясения до полного неприятия. Например:

Измайлов А. А. [Рецензия] // Биржевые ведомости, утр. вып., 1910, ? 11809, 11 июля; Новое слово, 1910, ? 7, с. 153. Рец. на кн.: Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Москва. 1910.

Или:

"Вышел целый сборник "Студия импрессионистов"*, со всеми признаками попытки вернуть к жизни умерший, забытый и ошельмованный декаданс в грубейшей его форме.

* Студия импрессионистов: Кн. 1-я / Ред. Н. И. Кульбина. СПб.: Изд. Н. И. Бутковской, 1910.

<...>

В тексте - разглагольствования о том, какой цвет имеют звуки и как звучат цвета. Например, нота fa - это зеленый цвет, кислый вкус и запах травы. Покойная Комиссаржевская так шутя говорила:

- Этот человек - четверг, и он - светло-зеленого цвета...

Всю эту гиль <гниль?> лет пятнадцать назад провозглашал во Франции какой-то поэт, об имени которого можно справиться в любой книжке о символизме. Потом это с пафосом, под общие улыбки, проповедовал поэт и критик Рене-Гиль, - человек с трагической фамилией.

В свое время все это собезьянили и у нас, но поиграли и давно бросили мальчикам на забаву. Нашлась, однако, целая компания, по-видимому, молодых людей, - Хлебниковых, Бурлюков, Нечаевых, которые силятся оживить мертвое.

<...>

Рядом со смешным <речь шла о В. Хлебникове и И. Северянине> - серьезное, выстраданное, продуманное.

В "Кипарисовом ларце" собраны посмертные стихи недавно умершего Иннокентия Анненского. Вот странный человек! С директорством гимназии он соединял поэтическое ощущение жизни и удивительную любовь к литературе, - даже модернистского оттенка!

Стихи его настолько недурны, что почти безошибочно можно предполагать, что он был дурным директором. У него была такая легкость в стихах, какая отличала наших стариков, бросавшихся стихами, как богачи червонцами, направо и налево и постоянно облекавших свою шутку в стих.

Книжечку можно прочитать с удовольствием, а такое, например, стихотворение выделить, как любопытный образчик литературного чудачества <"Перебой ритма">:

Как ни гулок, ни живуч - Ям -
- б, утомлен и он, затих
Средь мерцаний золотых,
Уступив иным созвучьям.

То-то вдруг по голым сучьям
Прозы утра, град шутих,
На листы веленьем щучьим
За стихом поскачет стих.

Узнаю вас, близкий рампе,
Друг крылатый эпиграмм, Пэ -
- она третьего размер.
Вы играли уж при мер -
- цаньи утра бледной лампе
Танцы нежные Химер.

Конечно, юмористически Анненский пользовал прием, который всерьез пробовали применять у нас Сологуб, Блок и другие. В "Пламенном круге" у Сологуба, например, такая рифмовка:

На священном Лингаме ярка позолота.
С а м он черен, громаден и прям.
Я закрою Лингам закрасневшимся л о т о с о м,
Напою ароматами храм.

<...>"

Измайлов А. А. В прихожей Аполлона // Русское слово. 1910. ? 168. 23 июля (5 августа). С. 2.
Источник: Электронная библиотека ГПИБ

А также:

"Вульгарно-социологическая критика резко напала на "друзей" поэта, которые "попытались взгромоздить его на колоссальные трагические ходули", и обыгрывая ботанические ассоциации слова "трилистник", называла поэзию Анненского "полевой кашкой"".

В<ойтоловский> Л. Парнасские трофеи // Киевская жизнь, 1910, ? 205, 27 июля. Приведено в:
Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 105.

Этот отзыв вызвал панегирический ответ земляка:

"Оцененный поэтическим ареопагом в туманном Питере, он <Анненский> приравнен у нас к безобидной полевой кашке. Это стыдно - ибо его стихи полны той болью, что не могут постичь заскорузлые души, созданные лишь для того, чтобы восторгаться полковыми маршами".

Брандт Н. Об Анненском // Лукоморье, Киев, 1911, ? 3, с. 11. Приведено в: Тименчик Р. Д. Там же.

Невысокую оценку книге Анненского даёт и В. В. Гофман, см. на его персональной странице в собрании.

 

  
Титульный лист издания 1923 г. и марка издательства работы А. Я. Головина

В. Кривич
Предисловие к 2-му изданию

5

Настоящее издание не является простой перепечаткой предыдущего*: каждая строка "Кипарисового Ларца" вновь тщательно проверена по подлинным текстам.

В качестве материалов моей работы были не только черновики и беловые автографы печатаемых стихов, но также и те, сохранившиеся у меня, разновременные и разными лицами сделанные списки их, которые имеют на себе следы авторского просмотра.

Не только в каких-либо сомнительных случаях, но почти каждый текст-автограф я пристально сличал с текстами списков, определяя всеми доступными мне способами вероятную последовательность авторских поправок и переделок, причем результатом главным образом этих сличений, а вместе с тем и использования некоторых материалов, не имевшихся при работе по осуществлению 1-го издания, и явилась необходимость внести в печатные тексты некоторые изменения.

Изменения эти в подавляющем большинстве случаев не представляют собою

* Кн-во "Гриф", М. 1910.

6

исправления допущенных ошибок: за исключением 3-4 досаднейших опечаток - 1-е издание не содержит в себе неверностей текста, и большая часть тех строк, которые в настоящем издании приведены в измененном виде, могли бы быть в прежней своей редакции сохранены в качестве вариантов.

В предисловии к собранной мною третьей книге стихотворений И. Ф. Анненского ("Посмертные стихи Иннокентия Анненского", кн-во "Картонный домик". Пет. 1923), я коснулся вопроса о некоторых особенностях внешних приемов в творчестве Анненского и о некоторых других обстоятельствах, усложняющих работу над его текстами. Свои стихи он исправлял по много раз и в разное время, изменяя, - нередко возвращался к первоначальным редакциям и при этом зачастую наносил позднейшие изменения на тех автографах и списках, которые уже были заменены новыми.

В осуществлении 1-го издания "Кипарисового ларца" мне тоже пришлось принять самое активное участие. Собрав свою книгу для "Грифа" вчерне, Анненский передал мне весь рукописный материал "Ларца", состоявший частью из подлинников, частью из различных, иногда не вполне проверенных списков, вместе с указаниями относительно распределения и плана сборника, прося подготовить книгу для окончательного ее просмотра, и... скон-

7

чался в тот самый вечер, почти в тот самый час, когда я начал порученную мне работу...

К составлению книги я приступил в самом непродолжительном времени после кончины Анненского, составил ее в точном и строгом соответствии с его указаниями и отметками, но, разумеется, работа моя не могла протекать спокойно: ведь мне приходилось иметь дело с еще не просохшими рукописями и заветными тетрадями только что трагически скончавшегося человека, к которому я стоял в исключительной и родственной и душевной близости.

Теперь, конечно, условия работы моей над текстами Анненского иные, а родственная близость к нему, налагая на меня в деле опубликования его рукописей большие обязанности, дает мне вместе с тем и преимущественные возможности в выполнении этой работы.

В связи именно с упомянутыми возможностями только и стоит моя "редакция". Впрочем по этому поводу я уже сказал в предисловии к "Посмертным стихам".

Все приведенные даты - (кроме последней, они здесь добавлены) - до буквы точны с пометками автора.

Все измененное - сохранено в примечаниях, которые вынесены мною в конец книги.

Примечания PDF

 

Рецензии и отклики:


Адамович Г. В.
Иннокентий Анненский. "Звено", ? 78, 28.07.1924, с. 2. Отклик на 2-е издание 1923 г.
Адамович Г. В.
Памяти Ин. Ф. Анненского. К двадцатилетию со дня смерти. "Последние новости", 1929, 28 ноября, ? 3172. С. 2.
Бальмонт К. Д.
Поэт внутренней музыки (Иннокентий Анненский). 'Утро России', 3 декабря 1916 года. ? 337. С. 7.
Б-ий
. [Рец.] // Утро. Харьков. 1910. ? 1050. 23 мая. С. 6. Рец. на кн.: Анненский Иннокентий. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов. М., 1910. См. прим. 7 к письму Анненского к жене от 8 июня 1909 г.
Брандт Н.
// 'Лукоморье', К., 1911, ? 3.
Брюсов В. Я.
[Рец. на "Кипарисовый Ларец"]. "Русская Мысль". 1910, ? 6.
Городецкий С
. М. Фрагмент очерка: Формотворчество // Золотое руно. 1909. ? 10. С. 56.
(в прим. 1 к письму А. к Е.  М. Мухиной от 6 июля 1909 г.)
Гофман В. В.
Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). К-во 'Гриф'. Москва. 1910 // Новый журнал для всех. 1910. ? 21. С.121. См. в собрании фрагмент на персональной странице В. В. Гофмана.
Гофман В. // 'Утро', Харьков, 1910, ? 1037, 9 мая.
Гумилёв Н. С.
Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). К-во 'Гриф'. 1910 г. Ц. 30 к.
Измайлов А. А.[Рецензия] // Биржевые ведомости, утр. вып., 1910, ? 11809, 11 июля; Новое слово, 1910, ? 7, с. 153. Рец. на кн.: Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Москва. 1910.
Измайлов А. А.
В прихожей Аполлона // Русское слово, 1910, ? 168, 23 июля. См. фрагменты выше.
Медведев Павел. Иннокентий Анненский: (К выходу 2-м изданием "Кипарис. ларца") PDF // Записки передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. 1923. ? 49. 6 февр. С. 2
-3.
Чулков Георгий
. 'Кипарисовый ларец' // Речь. 1910. ? 126. 10 (23) мая. С. 3.

Исследования:

Барзах А. Пафос поражения.
Будин П.-А.
'Звездная пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'.
С. 111. PDF
Гинзбург Л. Я.
Вещный мир. глава книги
Догалакова В. И.
Поэтика цикла Ин. Анненского 'Трилистник толпы'. В составе сборника материалов конференции 2005 г. PDF 4,0 MB
Ермилова Е. В.
Примечания // Иннокентий Анненский. Стихотворения. М.: "Советская Россия", 1987.
Козубовская Г. П.
Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений.
Налегач Н. В.
Образы цветов в поэтическом мире И. Ф. Анненского. PDF
Петров И. В.
Акмеизм: поиски констант.
Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. (Глава 2) PDF
Петрова Г. В.
О 'Театре Еврипида' Иннокентия Анненского. PDF
Подворная А. В
. Анненский: между классикой и модернизмом: учебное пособие. С. 46
-47. PDF 3,5 MB
Подольская И. И.
[Комментарий к сборнику "Кипарисовый ларец"] // Иннокентий Анненский. Избранное. М., "Правда", 1987.
Тименчик Р. Д.
О составе сборника Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец"
Титкова Н. Е., Харитонова Д. М. "Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника 'Кипарисовый ларец')" (2014). PDF 1,7 MB
Тюпа В. И., Мешкова Г. А., Курбатова Н. В.
Архитектоника циклизации (о "Трилистниках" Анненского)
PDF 3,7 MB
Фёдоров А. В. Иннокентий Анненский - лирик и драматург.
Червяков А. И. // Письма II. С. 426
-428. Прим. 2, 3 к письму Анненского к С. К. Маковскому от 12 ноября 1909 г.
Шевчук Ю. Символизм сознания в поэзии И. Ф. Анненского.
PDF Сборник 2016. С. 320-332.
Яницкий Л. С.
Архаические структуры в лирической поэзии XX века.

Переводные издания:

Annenskij Innokentij. V bezesných nocich / Přeložil Václav Daněk. Praha: Odeon, 1978. 192 s.
(Světava četba; Sv. 492). [8] см. состав на странице

Кипарисовый ларец. Bilingual edition. Translated by R. H. Morrison. An Arbor Ardis, 1982 г. 113 с. бумажный переплет, обычный формат. (Русский текст - репринт изд.: М., книгоизд-во "Грифъ", 1910).


 

 


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005
-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru