1. Одуванчики
Захлопоталась
девочка
В зеленом кушаке,
Два желтые обсевочка
Сажая на песке.
Не держатся и нá-поди:
Песок ли им не рад?..
А солнце уж на западе
И золотится сад.
За ручкой ручку белую
Малютка отряхнет:
"Чуть ямочку проделаю,
Ее и заметет...
Противные,
упрямые!" -
Молчи, малютка дочь,
Коль неприятны ямы им,
Мы стебельки им прочь.
Вот видишь ли:
все к лучшему -
Дитя, развеселись,
По холмику зыбучему
Две звездочки зажглись.
Мохнатые, шафранные
Звездинки из цветов...
Ну вот, моя желанная,
И садик твой готов.
Отпрыгаются ноженьки,
Весь высыплется смех,
А ночь придет - у боженьки
Постельки есть для всех...
Заснешь ты, ангел-девочка,
В пуху, на локотке...
А желтых два обсевочка
Распластаны в песке.
26 июня 1909 Куоккала
С. 88, 90.
КЛ. Два автографа и черновой набросок (несколько строк) в ЦГАЛИ.
Куоккала - дачный поселок на побережье Финского залива (ныне
- Репино).
Переводы:
Nilo Pucci (ит.)
Исследования и наблюдения:
Алёхина Н. М.
"Мотив
жертвы в переводах И. Ф. Анненского из Леконта де Лиля".
PDF
Будин П.-А. 'Звездная
пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением
Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'.
PDF
Орлов. С. 39.
Мнение, что в стихотворении речь идет не о
Софье, а о Татьяне Богданович.
Петров М. Г.
Черная весна.
В составе
сборника материалов конференции 2005 г.
PDF 4,0 MB
Рисунок
Эльвиры Кельметр
(июнь, 2015).
|
2. Старая
шарманка
Небо нас совсем свело
с ума:
То огнем, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.
Чуть на миг
сомлеет в забытьи -
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.
Но забыто прошлое
давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.
Лишь шарманку старую
знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.
И никак, цепляясь, не
поймет
Этот вал, что не к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял
старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?..
С. 90-91.
'Перевал'. 1907, 11. Автограф в ЦГАЛИ;
список (только первые 4 строфы с вар.) там же.
См.
примечание
В. Кривича PDF в КЛ 2,
с. 151:
Изменение в б строке: было -
И опять...
Стихотворение декламируется
главным героем романа Б. А. Пильняка "Одиннадцать глав
классического повествования". Сообщено об этом
здесь:
Тименчик Р.
Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник.
VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 108.
Переводы:
Yevgeny Bonver (англ.)
Linda Southby (англ.)
Johannes Guenther
(нем.)
Исследования и наблюдения:
Будин П.-А. 'Звездная
пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением
Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'.
PDF
Гинзбург Л. Я. Вещный мир.
глава книги
Ильин В. Н. Иннокентий Анненский и
конец Периклова века в России.
Корнилов В. Н. Человек в футляре.
Анненский.
Налегач Н. В. Поэтика городского пространства в лирике И. Анненского //
Русские поэты XX века:
материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855-1909)
/ Отв. ред. Г. В. Петрова.
М.: "Азбуковник", 2022. С. 388-399.
Цифровая копия
Петров М. Г.
Черная весна.
В составе
сборника материалов конференции 2005 г.
PDF 4,0 MB
Чалмаев В. А.
Иннокентий Федорович
Анненский.
Шелогурова Г. Н.
Мифологема 'белый камень' в поэтике Иннокентия Анненского.
PDF 3,2 MB
Чтение:
В. Гвоздицкий.
Страницы русской поэзии
XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский
И. А. Бунин (подписное издание).
Составитель
Р. Д.
Тименчик.
© "Мелодия", 1983.
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.
Чтение:
Александр Кушнер.
Две строфы
В телепрограмме
"Был Иннокентий Анненский последним...",
ТК "Культура", 2009 (автор и ведущий Александр Кушнер).
|
3. Вербная
неделя
В. П. Хмара-Барщевскому
В желтый сумрак
мертвого апреля,
Попрощавшись с водною пустыней,
Уплывала Вербная Неделя
На последней, на погиблой снежной льдине;
Уплывала в дымах
благовонных,
В замираньи звонов похоронных,
От икон с глубокими глазами
И от Лазарей, забытых в черной яме.
Стал высоко белый
месяц на ущербе,
И за всех, чья жизнь невозвратима,
Плыли жаркие слезы по вербе
На румяные щеки херувима.
14 апреля 1907 Царское Село
С. 91.
'Искра'. 1909, 3, под загл. 'Суббота'.
КЛ. Два автографа в ЦГАЛИ, один под загл. 'Вечером', с датой:
1906, другой - под загл. 'Из детского альбома';
там же список, под загл. 'Суббота', с посв., с датой: 14 апр. 1907. Загл. 'Вербная неделя' - в соответствии с оглавлением авторской тетради.
Хмара-Барщевский Валентин
(1895-1944) - сын Платона Петровича, пасынка поэта.
Об отказе в печатании
стихотворения см. письмо редактора "Трудового пути" В. С. Миролюбова
Анненскому в прим. 10 к письму С.
А. Соколову от 11 октября 1906 г.
Притчу "Богач и Лазарь"
Анненский упоминает в
письме Е. М. Мухиной от 8 марта 1907 г.
Переводы:
Nilo Pucci (ит.)
Исследования и наблюдения:
Боровская А. А.
Эволюция жанровых форм в русской
поэзии первой трети ХХ века.
фрагменты монографии
Будин П.-А. 'Звездная
пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением
Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'.
PDF
Доценко С. Н. К проблеме
взаимосвязи ритма и смысла: 'отчет' об одном стихотворении В. Брюсова.
фрагмент
Ермилова Е. В. Поэзия
Иннокентия Анненского.
Лекманов О. А. 'Черная весна' как текст и подтекст.
PDF
//
Русские поэты XX века:
материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855-1909)
/ Отв. ред. Г. В. Петрова.
М.: "Азбуковник", 2022. 422-431.
Цифровая копия
Мусатов В. В.
Пушкинская традиция в русской
поэзии первой половины ХХ века. (Глава 5, отдел ""Я" и "не-Я"")
Петров М. Г.
Черная весна.
В составе
сборника материалов конференции 2005 г.
PDF 4.0 MB
Подворная
А. В.
И. Анненский: между
классикой и модернизмом: учебное пособие. (Омск, 3015) С. 36-39.
PDF
3,5 MB
Яницкий Л. С.
Архаические структуры в лирической поэзии XX века.
Setchkarev. С. 12.
|