Начало \ Именной указатель \ В. В. Гофман, персональная страница

Сокращения

Открытие: 1.07.2008

Обновление:05.08.2022

Виктор (Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович
ГОФМАН

(14/26.05.1884 - 13.08.1911)


1900-е [4]


Фото, конец 1900-х гг.
Литературный музей ПД [1]

Поэт, прозаик, критик и переводчик круга символистов. Подробнее о нем см. справочный очерк А. В. Лаврова в [3].

Страница Википедии

И. Ф. Анненский посвятил Гофману фрагмент в своей статье "О современном лиризме".

... для "аполлоновцев" Гофман был чужой, не приобщённый к игровым действам и мифотворческим "таинствам", свершавшимся на "башне" Вяч. Иванова, и в то же время недостаточно яркий и оригинальный для того, чтобы, как И. Анненский, быть принятым в "эзотерическую" сферу в своей самодостаточности.

А. В. Лавров. Виктор Гофман: между Москвой и Петербургом. [1], c. 205.

Из молодых поэтов, "хранителей традиций", особенно выдвинуты "Весами": Сергей Соловьёв, Борис Садовской и Виктор Гофман.

<...>

Виктор Гофман - ученик то Бальмонта, то Брюсова. Недаром в юности он написал по стихотворению-приветствию им обоим. Но это ученичество не пошло дальше заимствования приёмов и близости образов. Сквозь молодое любование утончённостями культуры проглядывает его собственное ощущение мира - томная, но подчас и острая чувственность. И жаль, что за последнее время он стал подражать серафическому Блоку.

Н. С. Гумилёв. Поэзия в "Весах". [2], с. 69.
В некрологе В. В. Гофману Н. С Гумилёв более щедр (см. [2], с. 86-87).

 

<Рецензия>

Источник: Новый журнал для всех. 1910. ? 21. Стлб. 121-122.

Иннокентий Анненский. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная). К-во "Гриф". Москва. 1910. Ц. 80 к.

Стлб.121

Для И. Анненского его лирика не была всем, не была единственным способом проявления себя, тем творческим долгом, которому отдается вся жизнь и вся душа. Лишь поверхностную, лишь ограниченную часть своей исключительно-богатой личности, а внешне, быть может, только досуги свои - посвящал Анненский стихам. Это  неуловимо ощущается при чтении настоящей книги, в этом же вероятная причина того, что так поздно взялся он за стихи и, уже взявшись, не чувствовал, по-видимому, большой необходимости их печатать, вследствие чего настоящему сборнику и суждено было стать посмертным...

Двойной траур облекает эту книгу. Траур по скончавшемся поэте и по всему тому ценному и исключительному, что было в Анненском и чего нет в такой же мере в его книге. Анненский принадлежал к тому типу художников, которые как люди больше себя самих - творцов. Пушкинское о ничтожности поэта "среди ничтожных мира" совершенно не подошло бы к нему. Но за это и кара: его необыкновенность, его превосходство, духовная его красота - далеко не вся в этой книге: большая часть её умерла с ним. Может быть, причина этого еще в необыкновенной разносторонности писателя (ученый, критик, переводчик, поэт), дробившей его творческие силы, не давая им точки всемерного приложения. Не только министры, бывают, вероятно, и гении "без портфеля"... Многое ли остается после них?

Мимолетно-лирические отзвуки богатой души, стихотворное "между прочим" - вот что представляет собой книжка Анненского. Можно ли по этим разнородным и разнослучайным стихам воссоздать образ умершего? Да, многое здесь очень характерно и многое ценно не только в этом смысле. И опять та же здесь многосторонность и то же разнообразие...

Обычный тон и стиль - песня изысканно-утомленной, перегруженной культурностью, перегоревшей в ее атмосфере души, - но рядом - яркое, очень своеобразное, очень наблюдательное и тонкое восприятие и воспроизведение природы. В картине дождя, напр., такие "реалистические" подробности:

Вот сизый чехол и распорот:
Не все ж ему праздно висеть.
И с лязгом асфальтовый город
Хлестнула холодная сеть.

Стлб.121

Хлестнула и стала мотаться
Сама серебристо светла и т. д.

Подобных живописно-точных, не из книжек взятых описаний немало. Иногда даже слышится что-то Чеховское или Бунинское...

Возможны еще и другие противопоставления. Несомненно одним краем своим книжка примыкает к нашему модернизму и, пожалуй, самого "нового" и вычурного толка. Эта вычурность проявляется даже в чисто внешнем, в разделении, напр., большинства стихов на какие-то "Трилистники" (Трилистник сумеречный, Трилистник соблазна, Трилистник огненный, кошмарный, дождевой, ледяной, вагонный и т. д.). В соответствии с этим - и самый стиль некоторых стихов, их ритм и необыкновенные рифмы: некоторые вещи - только словесные фокусы и стихотворные "трюки" ("Нервы", "Перебой ритма" и др.). Но рядом с этим - богатый, полный, живой язык, в котором иногда простонародная меткость и что-то подчеркнуто и традиционно русское. Анненского не назовешь французским декадентом, пишущим по-русски. У него именно живой, разговорный язык, а не тот условный, искусственно приготовленный стиль, которым так часто пишут теперь поэты, гордящиеся тем, что их не читают.

Пафос книги - тяжелое снисхождение и пробуждение к действительности, убогой и кошмарной, жалкой и трагической действительности, которую поэт именует "хаосом полусуществований", и в которой - мучительный соблазн: "уничтожиться, канув в этот омут безликий". Но Анненский соблазну не поддается и в омут не попадает: до конца он вполне посторонний, правда элегически настроенный, но все же несколько чопорный и слегка язвительный наблюдатель.

Есть трогательные и целиком красивые стихотворения: 'Октябрьский миф', 'Я на дне', 'Облака', 'Буддийская месса'. Своеобразна по технике 'Старая усадьба'...

Виктор Гоман

Фрагмент приведен в статье: Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 104-105.
Здесь же
Р. Д. Тименчик сообщает, что имелось письмо Анненского В. В. Гофману, со ссылкой на письмо В. В. Гофмана В. Кривичу от 26.V 1909 (ЦГАЛИ, ф. 5, оп. 1, ед. хр. 68).

В. В. Гофман писал также об Анненском:

И всё же - настоящим творцом он не был. <...> 'Кипарисовый ларец' очень интересная книга, но, читая её, с горькой грустью думаешь, что вот и Анненский умер, и не скажешь себе, что нет, - он жив, он в этих стихах, он бессмертен..."

Гофман В. В. Литературные новинки // Утро, Харьков, 1910, ? 1037, 9 мая.
Приведено в статье: Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 105.

Из писем В. В. Гофмана А. А. Шемшурину (публикация А. В. Лаврова в [1]):

5.06.<1909> фрагмент

Дорогой Андрей Акимович*,

У нас все уже разъехались и разъезжаются: завтра и я поеду в Куоккалу искать себе летнего жилища. Если устроюсь там, лето будет, вероятно, довольно забавное - в Куоккале много литераторов и прежде всего Чуковский. Вчера был в Царском Селе у Анненского (один из редакторов "Аполлона"): очень интересный старик - какой-то спесивый, важный, и учёности действительно изумительной и даже, примеряя к собственным возможностям, - непостижимой. Однако не без некоторых слабостей. Вы его знаете - он перевёл всего Еврипида и написал ряд критических исследований?
<...>

[1], с. 250-251. (ГБЛ, ф. 339, к. 2, ед. хр. 13, л. 10)

* Шемшурин Андрей Акимович (1872-1939) - московский купец, интересовавшийся искусством и литературой. Беллетрист и публицист.

14.10.<19>09, СПб фрагмент

<...>
Маковский в "Аполлоне" всё время прячется за кулисы. Слушается и Вяч. Иванова, и Анненского, и даже Гумилёва, который по нахальству, кажется, всех превзойдёт. К Брюсову там все преисполнены величайшего уважения и ожидают вскоре его самого. Меня, конечно, все игнорируют.
<...>

[1], с. 262.

28/X <1909>

Дорогой Андрей Акимович,

Спасибо Вам за Ваши письма. 'Аполлон' и я получил, но прочесть еще не собрался.1 Конечно, они не далеко уйдут, в конце концов, от 'Весов', хотя и толкуют о стройном и строгом искусстве и протесте против бесформенных исканий и дерзаний.2 Иннок<ентий> Анненский - тот самый превосходительный старец, мой визит к которому прошедшей весной3 так Вам не понравился. Это весьма ученый филолог (он директор царскосельской гимназии),4 но, по-видимому, довольно легкомысленный критик.5 В 'Аполлоне' он один из редакторов и пользуется большим весом... Помните 'академию поэтов', о которой я писал Вам в прошлом году?6 Так вот она теперь расширена, перенесена из квартиры Вяч. Иванова в помещение 'Аполлона' и готова к дальнейшему развитию. Кроме В. Иванова, лекции читает там еще этот же Анненский: в той же роли выступит вскоре и Брюсов...7

В Москву, к Вам я собираюсь в конце ноября. Ведь Вы к тому времени еще из Москвы не уедете? Вас увидеть я очень рад...

'Пчелы и осы' я тоже почитал немного и тоже нашел, что это нечто на редкость беззубое и лишенное всяких жал.8 Но вот что: разберите, пожалуйста, по-Вашему, со всей Вашей педантичностью или неприспособленностью, - стихотворение Вяч. Иванова в 'Аполлоне'.9 Эта ученая пифия окружена здесь таким благоговением, что я не верю самому себе. Где в этом сонете подлежащие и дополнения, к чему относятся глаголы и определения - ничего не понимаю...

Весь Ваш В. Г.

1 Первый номер 'Аполлона' вышел в свет 24 октября 1909 г.
2 Пересказываются положения редакционного 'вступления' к первому номеру 'Аполлона' (С. 3-4).
3 Гофман посетил И. Ф. Анненского в его царскосельской квартире 4 июня 1909 г. (см. выше письмо от 5 июня).
4 Анненский был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе с 1896 по 1906 г.
5 Видимо, это суждение Гофмана основано на предварительном ознакомлении со статьей Анненского 'О современном лиризме', начатой печатанием в первом номере 'Аполлона'.
6 См. п. 6, примеч. 1-3.
7 Имеется в виду 'Общество ревнителей художественного слова', заседания которого проходили с осени 1909 г. в редакции 'Аполлона' на Мойке (д. 24); в возглавлявший Общество комитет входили С. Маковский, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев. Ср.: фрагмент очерка А. Н. Толстого  "Н. Гумилёв" (Толстой А. Н. Нисхождение и преображение. Берлин, 1922. С. 10-11). См. также: Маковский С. Николай Гумилев по личным воспоминаниям // Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М, 1990. С. 81-83; Пяст Вл. Встречи. М., 1997. С. 104-109; Лавров А. В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // ПК. С. 97, 141.
8 Под заглавием 'Пчелы и осы Аполлона' в первом номере журнала (Отд. I. С. 79-84) был помещен коллективно составленный текст беседы учредителей издания (Анненского, Вяч. Иванова. А. Бенуа, Маковского, Кузмина), затрагивавшей эстетические установки и задачи 'Аполлона'; участники беседы выступали под масками ('профессор', 'философ' и т. д.). См.: И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому / Публ. А. В. Лаврова и Р. Д. Тименчика // Ежегодник. С. 227-228; Тарановский К. Ф. Заметка о диалоге 'Скучный разговор' в первом номере 'Аполлона' (октябрь 1909 г.) PDF // Russian Literature. 1989. Vol. XXVI. ? 3. С, 417-423.
9 Имеется в виду сонет 'Apollini' ('Когда вспоит ваш корень гробовой...'), напечатанный в 1-м номере журнала (Отд. III. С. 4); как 3-е стихотворение цикла 'Поэту' вошел в книгу Вяч. Иванова 'Cor Ardens' (M., 1911. Ч. I. С. 179).

20/XI <19>09.

<...>
Со стихами Эбермана1 в 'Аполлоне', я думаю, ровно ничего не выйдет. Во-перв<ых>, раз он не выученник 'академии' Вяч. Иванова, он будет признан отрицательным явлением, а во-вторых, даже такие столпы 'Аполлона', как Анненский и Волошин, издают свои стихи в 'Грифе' (раньше предполагалось, что их издаст 'Аполлон').2 У 'Аполлона' на издательство книг, кажется, не хватает денег; самый же журнал, по-видимому, держится прочно. На днях вышел 2-ой ? со стихами Черубины, но, однако, без портрета.3
<...>

1 Достоверных сведений об этом лице обнаружить не удалось. Не исключено, что это - московский стихотворец, общавшийся с К. Н. Леонтьевым (который упоминает 'несчастного Эбермана' в письме к А. А. Александрову от 15 января 1888 г.); А. А. Александров указывает: 'Эберман напечатал, под псевдонимом Вольмара, несколько стихотворений в "Русск<ом> Вестн<ике>", "Гражд<анине>" и других журналах. <...> Он был очень беден, и К<онстантин> Н<иколаеви>ч не раз помогал ему, то устраивая в его пользу литературные вечера, то доставляя ему заработок' (Александров А. I. Памяти К. Н. Леонтьева. II. Письма К. Н. Леонтьева к Анатолию Александрову. Сергиев Посад, 1915. С. 28). См. публикацию двух стихотворений ('Смерть' и 'Поклонникам Нирваны') под псевдонимом Вольмар в 'Русском Вестнике' (1883. Т. 68. Декабрь. С. 876-877).
2 В 1909 г. первоначально предполагалось наладить при редакции 'Аполлона', одновременно с выпуском журнала, книгоиздательскую деятельность, однако осуществить это намерение тогда не удалось. Печатанию книги стихов Анненского в московском издательстве 'Гриф' содействовал Волошин, ранее передавший туда свой первый стихотворный сборник (см. письмо Анненского к Волошину от 4 ноября 1909 г.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год. Л., 1978. С. 252). 5 ноября 1909 г. руководитель 'Грифа' С. А. Соколов писал Анненскому: 'Мне пришлось узнать, что издательство при журнале "Аполлон" откладывается и таким образом оказывается свободной Ваша книга стихов "Кипарисовый ларец". Поэтому я позволяю себе предложить Вам издать эту книгу в "Грифе"' (РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 364). 'Стихотворения. 1900-1910' М. Волошина и 'Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная)' И. Анненского вышли в свет в издательстве 'Гриф' - первая книга в конце февраля, вторая - в апреле 1910 г.
3 См. фрагмент письма В. В. Гофмана А. А. Шемшурину от 8 ноября 1909 г. в прим. 8 к "Истории Черубины" М. А. Волошина.

ИСТОЧНИКИ

1. Писатели символистского круга. Новые материалы. С-Пбг., "Дмитрий Буланин", 2003.
2. Гумилёв Н. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Письма о русской поэзии / Подгот. текста, примеч. Р. Тименчика. М.: "Художественная литература", 1991.
3. РП 1. С. 659-660.
4. Лавров А.В. Русские символисты: этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяда. 2007.

 

Начало \ Именной указатель \ В. В. Гофман, персональная страница

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2022
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования