АННЕНСКИЙ и А. Н. ТОЛСТОЙ
Алексей Николаевич Толстой
(29 декабря 1882 (10 января 1883) -
23 февраля 1945) - русский и советский писатель.
Страница Википедии
А. Н. Толстого также можно увидеть в
собрании
на фото
гостей М. А. Волошина в Коктебеле,
лето 1909 г.
Справка
А. И. Червякова по теме
в прим. 9 к
письму Анненского к
Волошину от 13 августа 1909 г., где Анненским упоминается семья
Толстых:
358
Знакомство Анненского с Толстым, в тот момент "молодым" поэтом, автором
мало кому известного сборника "Лирика" (СПб., 1907), относится к весне
1909 г. и связано с его сотрудничеством в журналах "Остров", где Толстой
наряду с Гумилевым,
Потемкиным и
Кузминым был одним из
"участников", то есть руководителей (см.: Второй номер журнала "Остров"
/ Публ. А. Г. Терехова // Николай Гумилев: Исследования и
материалы; Библиография: Посвящается памяти Льва Николаевича Гумилева /
РАН; ИРЛИ (ПД); [Сост. М. Д. Эльзон, Н. А. Грознова].
СПб.: Наука, 1994. С. 317-326), и "Аполлон". К весне - лету 1909 г.
относятся и два письма Толстого к Анненскому, автографы которых
сохранились в архиве последнего (РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 369). Эти письма
неоднократно (не без ошибок чтения) воспроизводились в печати (см., в
частности:
Толстой А. Н. Письма разных лет / Вступ. заметка, публ.
и коммент. М. Ситковецкой // Вопросы литературы. 1983.
? 1. С.
110, 112-114;
А. Н. Толстой о литературе и искусстве: Очерки. Статьи.
Выступления. Беседы. Записные книжки. Письма / Сост. Ю. М. Оклянский,
Н. В. Лихова; Коммент. Ю. А. Крестинского и Ю. М.
Оклянского. М.: Советский писатель, 1984. С. 520, 522, 527-528;
Переписка А. Н. Толстого: В 2-х т. / Вступ. статья, сост., подгот.
текста писем и коммент. А. М. Крюковой. М.: Художественная
литература, 1989. Т. 1. С. 15, 152-155, 160. (Переписка русских
писателей)).
Осенью того же года А. Толстой стал одним из героев статьи
"О современном лиризме" (см.:
КО. С. 378-379).
В своих мемуарных очерках начала 20-х гг. Толстой, описывая освещенную
рождением "Аполлона" "литературную осень 909 года" и заседания "Академии
Стиха", об Анненском вспоминал не
столько точно, сколько живописно: "Появился Иннокентий Анненский,
высокий, в красном жилете, прямой старик с головой Дон Кихота, с
трудными и необыкновенными стихами и всевозможными чудачествами" (см.:
Толстой Алексей Н., гр. Н. Гумилев // Последние новости (Париж).
1921. ? 467. 23 окт. С. 2; ? 468. 25 окт. С. 2; Перепеч.: Толстой
Алексей. Н. Гумилев / Публ., вступ. статья и прим. И. Щербаковой
// Урал. 1988. ? 2. С. 170; Толстой Алексей. Н. Гумилев //
Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Ред.-сост., автор
предисл. и коммент. Вадим Крейд. Париж; Нью-Йорк; Дюссельдорф:
Третья волна; Голубой всадник, 1989. С. 41 см.
ниже; Толстой А. Из
дневника // Фигаро. Тбилиси. 1922. ? 4. 6 февр.; Толстой Ал. Ник.
Нисхождение и преображение. Берлин: Мысль, 1922. С. 11-12. (Книга для
всех; ? 88)).
Человеческие и творческие соприкосновения Анненского и Толстого в
литературе обсуждались неоднократно; нижеследующий список публикаций,
касающихся этой темы, безусловно, не может претендовать на исчерпывающую
полноту:
Голлербах Э. Алексей Н. Толстой: Опыт критико-библиографического
исследования / С прилож. статьи А.Н. Толстого "О творчестве". Л.: Изд.
автора, 1927. С. 32;
|
Портрет Л. Бакста |
359
Старчаков А. Творчество Ал. Н. Толстого // Литературная учеба.
1934. ? 8. С. 59; Старчаков А. Ал. Н. Толстой: Критический очерк. Л.:
Художественная литература, 1935. С. 17, 19; Щербина В. Р. А. Н. Толстой: Творческий путь. М.: Советский
писатель, 1956. С. 25, 29, 37-38, 70; Бахметьева Е. П. У истоков прозы А. Н. Толстого // Ученые записки
/ Ленинградский гос. пед. институт им. А. И. Герцена; Кафедра русской
литературы. Л., 1958. Т. XXXII. Ч. II. С. 255, 272-273; Баранов В. И. Ранний А. Н. Толстой и споры о классике:
(Художественное истолкование повести Н. В. Гоголя "Портрет") // Научные
доклады высшей школы: Филологические науки. 1967. ? 4. С. 109, 111, 117,
118; Балуашвили Валентина. Алексей Толстой в Грузии // Литературная
Грузия. 1968. ? 2. С. 55; Петелин В. Алексей Толстой. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 89-90, портр. (Жизнь замечательных людей; Вып. 7 (578));
Скобелев В. В поисках гармонии: Художественное развитие А. Н.
Толстого 1907-1922 гг. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1981. С.
18, 25; Петелин Виктор. Заволжье: Документальное повествование. М.:
Современник, 1982. С. 356-357, 367. (Новинки "Современника"); Художник чуткого слуха и точного зрения: К 100-летию со дня рождения
Алексея Толстого / Публ. подгот. А. М. Крюкова // Литературная
газета. 1983. ? 1. 5 янв. С. 6; Баранов В. Революция и судьба художника: А. Толстой и его путь к
социалистическому реализму. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Советский
писатель, 1983. С. 45-46, 49-50; Матусевич В. Алексей Николаевич Толстой: 100 лет со дня рождения
// Памятные книжные даты 1983 / Сост. Р. Баландин и др. М.:
Книга, 1983. С. 204; Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке
дореволюционной и советской критики (1910-1945) // Художественный мир А.
Н. Толстого: Статьи. Сообщения. Библиографический указатель / Ред.-сост.
В. П. Скобелев. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1983. С. 102;
Смола О. Поэзия и фольклор: Лирика Алексея Николаевича Толстого
// Литературная учеба. 1984. ? 2. С. 172, 174, 178-179; Литвин Елена. Алексей Толстой // Книжное обозрение. 1985.
? 22.
31 мая. С. 15; Перхин В.В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке русской
дореволюционной критики // Научные доклады высшей школы: Филологические
науки. 1985. ? 3. С. 16; Смола О. П. Лирика А. Н. Толстого // А. Н. Толстой: Материалы и
исследования / АН СССР; ИМЛИ им. А. М. Горького; Отв. ред. А. М.
Крюкова. М.: Наука, 1985. С. 79, 88, 97, 99; Петелин В. Заволжье: Документальное исследование. 2-е изд., доп.
М.: Современник, 1988. С. 447, 455-456, 464-465, 471, 472, 476-477, 478,
506; Крюкова A. M. A. H. Толстой и русская классическая литература XIX
- начала XX веков: Автореферат дисс.... докт. филол. наук / АН СССР;
ИМЛИ им. А. М. Горького. М., 1989. С. 10, 22, 29; Крюкова A. M. А. Н. Толстой и русская литература: Творческая
индивидуальность в литературном процес-
360
ce / АН СССР; НМЛ И им. А. М. Горького; Отв. ред.
В. Р. Щербина.
М.: Наука, 1990. С. 35, 36, 47, 95-96, 153-154, 177-178, 188; Варламов Алексей. Алексей Толстой. М.: Молодая гвардия, 2006. С.
80, 84-90. (Жизнь замечательных людей).
Два сохранившихся в
архиве Анненского письма А. Н. Толстого приводятся по
публикации: Толстой А. Н. Письма разных лет / Вступ. заметка, публ.
и коммент. М. Ситковецкой // Вопросы литературы. 1983. ? 1. С.
112-114.
Из вступительной
заметки публикатора к ним (с. 110):
Самые ранние из публикуемых ниже
писем А. Толстого адресованы Иннокентию Федоровичу
Анненскому (1856-1909) - русскому поэту, переводчику,
критику, одному из представителей классического символизма.
Первый поэтический сборник Толстого 'Лирика' (СПб., 1907),
созданный под явным влиянием символистов, самим автором уже
через год был признан неудачным, наивным. Толстой вычеркнул
его из своей творческой биографии, признавая, однако, что
подражание символистам помогло ему обрести определенное
мастерство и владение литературной формой. Увлекшись
фольклором, Толстой работает над стихотворениями-сказками,
также не лишенными символистского влияния и заслужившими
похвалы таких законодателей поэтической моды, как М. Волошин
и И. Анненский. Единственный известный отзыв Анненского о
Толстом и относится к этим фольклорно-поэтическим опытам
(они были изданы в сборнике 'За синими реками', М, 1911):
'Граф Алексей Н. Толстой - молодой сказочник, стилизован до
скобки волос и говорка. Сборника стихов еще нет. Но многие
слышали его прелестную Хлою-хвою. Ищет, думает; искусство
слова любит своей широкой душой. Но лирик он стыдливый и
скупо выдает пьесы с византийской позолотой заставок'
('Аполлон', 1909, ? 2, с. 25). В письмах к Анненскому (хотя
они и не являются ответом на этот отзыв) Толстой предстает
не учеником, обрадованным похвалой, а мыслящим художником,
пытающимся самостоятельно разобраться в литературных спорах
того времени и найти свое место в литературе.
По уточнённой
хронологии места писем изменены в издании: Переписка А. Н. Толстого.
В 2-х т. Т. 1. / Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Н.
Елизаветина и др.; Вступ. статья, сост., подгот. текстов писем и
коммент. А. Крюковой. М.: Худож. лит., 1989 (Переписка русских
писателей). С. 152-155.
Для второго (т. е. первого по времени) письма дано: "июнь - август 1909, Коктебель",
для первого (соответственно, второго по времени): "сентябрь -
октябрь 1909, Петербург".
1908-1909
Глубокоуважаемый Иннокентий
Федорович,
я был очень обрадован Вашим
вниманием и похвалой, упреки же считаю заслуженными*1, но причину их в
большинстве случаев я уже пережил.
К мистикам причислить себя не
могу, к реалистам не хочу, но есть бессознательное, что стою*2
на грани между ними, берет реальный образ и окрашивает его не
мистическим, избави бог, отношением, а тем, чему имени не знаю.
Есть что-то в силе слов, в
обаянии созвучий, что восхищает и само рождает образ, за секунду перед
тем не существовавший.
Я никогда не мог описать
виденного, всегда казалось, что описание - плохая копия прекрасного.
Фантазия же рождает мне оригинал.
То же и в прозе - все
виденное когда-то, словно мельчайшие зерна складываются в новые
сочетания и тогда только радуют.
Как же имя этому? Это
относится с одинаковым доверием и к реальному, и к вымышленному, перед
лицом его все живет. Таково и отношение к современности, я никак не могу
найти ряда моих*3 символов для нынешнего дня, облечь пережитое вчера в
формы искусства.
Древность же окрашена в
прекрасные цвета, и легко брать от нее то, что пришлось по душе, по
плечу. И лирические переживания тоже облекаются в старые одежды, и,
желая, не могу натянуть на них фрака - лопнет.
Простите, что написал так
сбивчиво:
Но вызвано было Вашими
словами о мистицизме; он, может быть, как начало несознанное, окрашивает
древность, но никогда древность не проходит сквозь его призму, в этом не
грешен.
Помню только, что 2 1/2 года
тому назад, когда я начал писать стихи*4, было желание уверовать в бога
или хоть в черта, во что-нибудь непонятное, чтобы видеть не отсветы
закатного солнца в облаках, а края ризы, или пролитое вино, или и т. д.
Словно стыдно было лгать. А потом сама собой изменилась точка зрения:
Уважающий Вас гр. А. Н.
Толстой.
ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, д. 369, лл. 1-2.
Цитировалось в монографии В. Щербины 'А.Н.
Толстой. Творческий путь', М., 'Советский писатель', 1956. Полностью
публикуется впервые. Датируется по содержанию.
*1 Здесь вторая
сноска в издании писем Толстого 1989 г.:
"Речь идет, видимо, о не дошедшем до нас
письме Анненского Толстому".
*2 3-й абзац
приведён в статье:
В.А. Келдыш. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е
-
начало 1920-х годов). Книга 1. ИМЛИ РАН. М., "Наследие", 2001 г.
С. 297. По: Толстой А.Н. Полн. собр.
соч.: В 15 т. (М., 1946-1953).
М., 1949. Т. 2. С. 370-371.
Здесь исправлено слово "стою" на "стоит", в
подтверждение констатации А. И.
Червякова - "не без ошибок чтения".
Так же и в издании писем Толстого 1989 г.
*3 Слова "не могу" и "моих" в издании писем Толстого 1989 г.
выделены курсивом.
*4 Здесь вторая сноска в издании писем Толстого 1989 г.:
"Начало своей литературной работы
Толстой во всех автобиографических очерках датирует 1907 г., годом
выхода в свет сборника "Лирика"".
Осень
1909 г.
Глубокоуважаемый Иннокентий
Федорович,
испытываю чувство стыда,
отвечая так поздно на Вашу книгу1. Но постараюсь оправдаться.
Перед отъездом2,
не успев до половины разрезать, упаковал полученную от Вас книгу в
чемодан и докончил ее в вагоне. На следующий день проснулся в страшном
выжженном Крыму, где солнце, словно тарантул, полно яду и земля голая и
морщинистая. Первый раз и Крым не сразу принял, да и теперь иногда все
протестует - вот туману бы северного да леску:
И только недавно перечел
второй раз, после 'Прест[упления] и наказ[ания]', 'Карамазовых' и 'Идиота',
'Вторую книгу отражений' и увидел ясно и складки голой земли, и все* эти
выжженные пропасти, и то, что, может быть, не хотел бы видеть: Читая, я
облекаю мечтой недосказанное, скользну по иному, то пойму так, как мне
хочется, - и вот я у себя дома в читаемом романе:
Ваша книга ведет меня по
голой земле, сжигая все покровы, и мне страшно заглядывать сквозь пустые
глазницы в горячечный мозг, видеть на всех этих разлагающихся
Свидригайловых иную вечную улыбку:** Хочется, чтобы они были только
прохожими:
И с наслаждением пьешь
холодные струи 'Романцеро' и 'Тамани'3. Удивительная книга
откровений: Но ее не так скоро примешь, как и осилишь.
Еще раз благодарю за нее и
извиняюсь, что так не сумел написать об ней.
Ваш гр. Алексей Н. Толстой.
ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, д. 369, лл. 3-4. Цитировалось в монографии В. Щербины 'А. Н. Толстой. Творческий путь'.
Полностью публикуется впервые. Датируется по содержанию.
Уточнение
- "июнь -
август 1909, Коктебель"
- дано в издании:
Переписка А. Н. Толстого. В 2-х т. Т. 1. / Редкол.: В. Вацуро,
Н. Гей, Н. Елизаветина и др.; Вступ. статья, сост., подгот.
текстов писем и коммент. А. Крюковой. М.: Худож. лит., 1989
(Переписка русских писателей). С. 152-153.
*
В издании писем Толстого
1989 г. вместо слова "все" - "вот". Также вместо
следующего многоточия точка.
** В издании писем Толстого 1989 г.:
"иную, вечную улыбку."
1 Речь идет о
'Второй книге отражений' -
сборнике критических этюдов И. Анненского, посвященных творчеству
Достоевского, Гоголя, Лермонтова, Гейне и др. (СПб., 1909).
Толстого нет в списке рассылки книги, составленном
самим Анненским, см. прим. 1
к письму Анненского к М. К. Лемке от 19.04.1909.
Книги получены от издателя 19 апреля, а 21-го была сделана Анненским
основная рассылка. Видимо, Толстому книга отправлена позже. О её
местонахождении неизвестно.
2 Лето 1909
года Толстой провел в гостях у М.
Волошина в Коктебеле, где продолжал работу над стихами для сборника
'За синими реками' и написал рассказы 'Соревнователь' и 'Яшмовая тетрадь'.
Толстой выехал в Коктебель с женой в конце мая.
3 О 'Романцеро'
Гейне И. Анненский пишет в главе 'Гейне
прикованный'; 'Тамани' Лермонтова посвящена Глава
'Юмор Лермонтова'.
Фрагмент письма
- в прим.
40 к статье
в ПК, с. 119. Также с разночтениями:
'Ваша книга ведет меня по голой земле,
сжигая все покровы, и мне страшно
заглядывать сквозь пустые глазницы в
горячечный мозг, видеть на всех этих
разлагающихся Свидригайловых иную,
вечную улыбку... Хочется, чтобы они были
только прохожими... И с каким
наслаждением пьешь холодные струи
Романцеро и Тамани. Удивительная книга
откровений... Но ее не так скоро примешь,
как и осилишь'.
Н. Гумилёв
фрагменты
Источник:
Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Ред.-сост., автор предисл. и коммент. Вадим Крейд. Париж; Нью-Йорк; Дюссельдорф:
Третья волна; Голубой всадник, 1989. С. 41.
Опубликовано в
парижской эмигрантской газете "Последние
новости" 23 и 25 октября 1921 г.
Затем: Толстой А. Н. Нисхождение и
преображение. Берлин, 1922. С. 10-11.
Портрет работы
Ю. П. Анненкова.
Литературная осень 909 года началась шумно и занимательно. Открылся "Аполлон" с выставками и вечерами поэзии.
Замкнутые чтения о стихосложении, начатые весною на "башне" у
В. Иванова, были перенесены в "Аполлон" и превращены в Академию Стиха. Появился Иннокентий Анненский, высокий, в красном жилете, прямой старик с головой Дон Кихота, с трудными и необыкновенными стихами и всевозможными чудачествами.
Играл Скрябин. Из Москвы приезжал
Белый с теорией поэтики в тысячу
страниц.
<...>
В Мариинском театре, наверху, в огромной, как площадь, мастерской Головина, в половине одиннадцатого, когда под колосниками, в черной пропасти сцены, раздавались звуки "Орфея", произошла тяжелая сцена в двух шагах от меня:
поэт В., бросившись к
Гумилеву, оскорбил его. К ним подбежали Анненский, Головин, В.
Иванов. Но Гумилев, прямой, весь напряженный, заложив руки за спину и стиснув их, уже овладел собою. Здесь же он вызвал В. на дуэль.
Об инциденте в мастерской
А. Я. Головина см. рассказ
М. А. Волошина и
фрагменты
очерка М. А. Волошина о Черубине де
Габриак.
Справка В. Крейда к
публикации:
Прозаик и драматург. Толстой начинал как
поэт, в 1907 г. вышла его книга 'Лирика' (Пб.,
издание автора). В Париже в 1908 г. Толстой
познакомился с Гумилевым. По
возвращении в Россию два писателя
поддерживали дружеские отношения, оба
участвовали в журналах 'Остров' и 'Аполлон',
а также в 'Про-Академии' и на 'башне' у
Вяч. Иванова в первой половине 1909 г.
Известен отзыв Гумилева о стихах
Толстого - несколько строк в рецензии на
вышедшую по-французски 'Антологию
русских поэтов' под ред. Жана Шюзвиля.
Гумилев отмечает зависимость Толстого-поэта
на протяжении своей краткой поэтической
карьеры от Городецкого. Имя Толстого
встречается в письмах Гумилева
Брюсову.
В письме от 7 марта 1908 г. читаем:
'Не так
давно я познакомился с новым поэтом,
мистиком и народником Алексеем Н.
Толстым (он послал вам свои стихи).
Кажется, это типичный 'петербургский'
поэт, из тех, которыми столько занимается
Андрей Белый. По собственному признанию,
он пишет стихи всего один год, а уже
считает себя metr'ом. С высоты своего
величья он сообщил несколько своих
взглядов и кучу стихов. Из трех наших
встреч я вынес только чувство стыда
перед Андреем Белым, которого я иногда
упрекал (мысленно) в несдержанности его
критики. Теперь я понял, что нет таких
насмешек, которых нельзя было бы
применить к рыцарям 'Патентованной
калоши'. В другом письме, написанном
почти через месяц (6 апреля 1908 г.), Гумилев
сообщает Брюсову: 'Скоро наверное в
Москву приедет поэт гр. Толстой, о
котором я Вам писал. За последнее время
мы с ним сошлись, несмотря на разницу
наших взглядов, и его последние стихи
мне очень нравятся'.
|