Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни"

Алфавитный указатель

Обновление: 05.01.2024

 

Ник. Т-о. Тихие песни
С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и Проклятые"

Санкт-Петербург, "Товарищество художественной печати", 1904.
134 с. Цена 1 руб. [1] по Библиографии
Фото обложки с коричневым вариантом цвета букв В. В. Леоненкова (СПб).

Цифровая копия: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003718844/ PDF 121,0 MB

"Тихие песни" в Викитеке

Изображение и описание коллекционного экземпляра:
lucas_v_leyden. Маргиналии собирателя: Анненский. Часть 2 (16-32).

 
Иннокентий Анненский (Ник. Т
-о).
Тихие песни
С приложением сборника стихотворных переводов
"Парнасцы и Проклятые"

Издание второе (посмертное)

Петербург, Academia, 1923.
144 с. Мягкая обложка. Тираж 1 000 экз. 17х12 см.
Цена (декабрь 2022, http://www.alib.ru): ок. 6 000 р.

Об экземпляре этого издания, принадлежавшем В. С. Срезневской, с её мемуарными записями, см. на странице.


  


Первоначальный беловой автограф: "Из пещеры Полифема" = ["Тихие песни"]. Сборник стихотворений. РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 16. 116 л. Посмотреть на сайте: "Автограф: Иннокентий Анненский" (проект РГАЛИ - ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН - ВШЭ, рук. Е. Н. Пенская).
Обложка этой тетради оборвана справа и, видимо, уже в таком состоянии на ней была сделана надпись карандашом:
"Так по первоначальному предположению должна была называться 1-я книга стихов ("Тихие песни"), причем сюда должна была войти еще и статья "Что такое поэзия?"".
Подтверждает принадлежность статьи к книге авторское предисловие на второй странице тетради:

"Прилагаемые стихотворения отнюдь не подбирались для доказательства высказанных выше мыслей. Они писались в разное время, в течение многих лет и разными чернилами. Связь их со статьей основана исключительно на личной унии".


РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 1.
Заглавный лист
с надписью-посвящением К. Д. Бальмонту, в котором называется стихотворение "Придорожные травы" из книги Бальмонта "Будем как солнце".


28 октября 2021 г.

См. в автобиографии для С. А. Венгерова:
Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: (Историко-литературный сборник). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1904. Т. VI. Дополнения и поправки, присланные разными лицами в редакцию "Критико-биографического словаря". С. 343:

"...в качестве результата долголетних занятий поэзией, особенно французской (начиная с Леконта-де-Лиля), изготовлен сборник стихотворений с предисловием "Что такое поэзия?".

Стихотворения книги также находятся в ед. хр. 1 и в ед. хр. 27 (переплетенная тетрадь).

 

Из заветного фиала
В эти песни пролита,
Но увы! не красота.
Только мука идеала.
                              Никто

Эпиграф: слегка изменённая вторая строфа стихотворения "Не могу понять, не знаю...". В книгу  не вошло.
Перевод Любомира Георгиева Занева на болгарский язык см. на странице.

 


1
страница
Поэзия

2 страница
У гроба
Двойник

3 страница
Который?
На пороге
(Тринадцать строк)
Листы

4 страница
В открытые окна
Идеал
Май

5 страница
ИЮЛЬ  
   1. Сонет
   2. 
АВГУСТ
 
1. Хризантема
  2. Электрический свет в аллее

6 страница
Сентябрь
Ноябрь.
Сонет

7 страница
Ветер
Ненужные строфы.
Сонет

8 страница
В дороге
СРЕДИ НАХЛЫНУВШИХ ВОСПОМИНАНИЙ

   1. Перед закатом
   2. Под новой крышей

9 страница
Трактир жизни
Там

10 страница
?
Первый фортепьянный сонет

11 страница
Ещё один
С четырёх сторон чаши

12 страница
Villa nazionale
Опять в дороге

13 страница
На воде
Конец осенней сказки.
Сонет

14 страница
Утро
Ванька-ключник в тюрьме

15 страница
Свечка гаснет
Декорация

16 страница
БЕССОННИЦЫ
  
1. Бессонница ребёнка
   2. "Парки - бабье лепетанье".
Сонет
   3. Далеко... Далеко...
ЛИЛИИ
  
1. Второй мучительный сонет
   2. Зимние лилии
   3. Падение лилий

17 страница
С балкона
Молот и искры
Тоска возврата

"Мухи как мысли" (памяти Апухтина)
Под зелёным абажуром
Третий мучительный сонет.
Строфы
Второй фортепьянный сонет

18 страница

Рождение и смерть поэта (кантата)

19 страница
ПАРАЛЛЕЛИ
  
1. "Под грозные речи небес..."
   2. "Золотя заката розы..."
Тоска
Желание

 


Рецензии:

М. М-ов. Русский вестник. 1904. ? 7. С. 385-386. См. ниже.
Л. В. <Василевский Л.> Ник. Т-о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов 'Парнасцы и проклятые'. Спб.,1904. // Образование. 1904. Апрель. С.97
-98.
Аврелий (В. Я. Брюсов). [Рец. на кн. стихов И. Рукавишникова и Ник. Т-о]. // Весы. 1904. ? 4. С. 62
-63.
Блок А. А.
[Рец. на кн. Ник. Т-о "Тихие песни"]. //  Слово. 1906, 6 марта. "Литературное приложение", ? 5.

Русский вестник. 1904. ? 7. С. 385-386.

М. М-ов

385

Ник. Т-о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и проклятые". С.-Петербург, 1904.

386

Целый ряд стихотворений - "Ненужные строфы" (сонет), "Там", "?", "Первый фортепианный сонет", "Второй мучительный сонет" и т. д. и т. д. доказывает, что автор очень близок к помешательству, т. е. к новому направлению, хотел я сказать.

Близость автора к декадентскому направлению видна и из выбора переводных стихотворений. Произведений из Сюлли Прюдома, Леконта де Лиль, из Гейне, Горация - раз, два, да и обчёлся, зато сколько отведено места произведениям родоначальника декадентов Ш. Боделера, затем П. Верлену, Ст. Малларме и других.

В заключение приведём целиком одно стихотворение (из Ш. Кро), с которым автор считает долгом познакомить русских читателей. Стихотворение это носит премиленькое заглавие: "Сушёная селёдка". <далее текст стихотворения>

Рецензия помещена в разделе "Библиография", между обзорами книг о проказе, кумысе и итогами финансового хозяйства. Может быть, под псевдонимом скрылся "нововременской журналист Меньшиков", упоминаемый Вс. А. Рождественским в своих воспоминаниях? Наверное, о таких "важных людях" и написал Анненский вслед за Ш. Кро в стихотворении "Сушёная селёдка".

В архиве поэта почти не сохранилось писем с откликами на сб. "Тихие песни", вышедший под псевдонимом, остававшимся ещё долгое время после оглашения авторства загадкой для многих, кому книга попадала в руки. Когда в 1913 г. Е. Штерн включила под именем "Ник. Т-о" 2 стихотворения этого сборника в антологию "Современные русские лирики" (наряду с 6 стихотворениями "И. Анненского" из "Кипарисового ларца"), в печати раздались голоса о ненужности помещения "совершенно неизвестных <...> Ник. Т-о"4. При этом бытующее среди библиофилов представление, что Анненский был недоволен своей первой книгой, выписывал и уничтожал экземпляры и что она тогда уже считалась редкостью5, в первой части неверно, а во второй неточно. Анненский дарил книгу спустя 3 года после выхода6, её можно было купить в Петербурге в начале 1912 г. у петербургских букинистов, несколько экземпляров было приобретено весной 1913 г., и только в начале 1914 г. у петербургских букинистов она считалась распроданной7 и с этого времени стала редкостью8.

4 Вестник литературы, 1913, с. 76; ср. рецензию Ач<А. Н. Ачкасова> - Киевская мысль, 1913, ? 82. На неведение составительницы указал А. И. Тиняков. - Новый журнал для всех, 1913, ? 9, с. 124.
В рецензии Александра Тинякова:
"Между тем, г-жа Штерн не знает даже, что Ник. Т-о псевдоним Ин. Ф. Анненского (давно раскрытый в печати), и считает его за отдельного поэта".

5 Лидин В. Друзья мои - книги. М., 1966, с. 299.

6 См. письмо педагога К. А. Иванова к Анненскому (ЦГАЛИ, ф. 6,, оп. 1, ед. хр. 329). Константин Алексеевич Иванов (1858-1919) - последний директор Николаевской мужской гимназии в Царском Селе (1914-1917). На момент написания письма - директор 12-й СПб гимназии. См. о нём подробнее на сайте К. И. Финкельштейна.

7 Письмо А. А. Попова (Вира) Б. В. Томашевскому от 12.11.1912 - ГБЛ, ф. 645; письмо В. М. Отроковского А. Альвингу от 6.VIII 1913 - ЦГАЛИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 31, л. 2 об.; письмо Г. И. Рыбинцева Е. Я. Архиппову от 8.II 1914 - ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 76, л. 23.

8 Ср. письмо Г. Г. Шпета Ф. И. Витязеву от 3.VIII 1921 с благодарностью за присылку драмы "Меланиппа-философ": "Теперь мне из Анненского не достаёт только "Лаодамии" (из сб. "Северная речь") и "Тихих песен" (ник. Т-о)" (ЦГАЛИ, ф. 106, оп. 1, ед. хр. 187, л. 12).

Тименчик Р. Д. Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов DJVU // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 102. (В позднейшем варианте: Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2017. С. 79 глава "К истории культа Анненского").

О сборнике:

 

Адамович Г. В. Памяти Ин. Ф. Анненского. К двадцатилетию со дня смерти.
Алёхина Н. М.
Переводы И.Ф. Анненского в контексте его сборника 'Тихие песни'.
PDF
Булавкин К. В. Собрание переводов "Парнасцы и проклятые" в контексте "Тихих песен" и их значение для поэтики И. Анненского. 1999 PDF
Булавкин К. В.
'Плаванье' Ш. Бодлера и 'Тихие песни' И. Анненского: две интерпретации одного замысла PDF
Булавкин К. В.
'Разорванный' цикл 'мучительных сонетов' И. Анненского. PDF
Гитин В. Е.
"Интенсивный метод" в поэзии Анненского (Поэтика вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях").
Козубовская Г. П.
Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений.
Лидин В. Г.
Друзья мои - книги. Рассказы книголюба. фрагмент книги
Мусатов В. В.
"Тихие песни" Иннокентия Анненского.

Мусатов В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века.
Налегач Н. В.
Идеал счастья в творчестве Анненского.
PDF
Налегач Н. В.
Небесные образы в книге стихов И. Анненского "Тихие песни". PDF
Налегач Н. В. Образы цветов в поэтическом мире И. Ф. Анненского. PDF
Островская Е. С.
Поэтический перевод и перевод поэзии. И. Ф. Анненский. Концепция отражения.
PDF
Петрова Г. В.
Творчество Иннокентия Анненского. PDF

(
Глава 1, часть 2. 'Муки мысли':  проблема страдающего сознания в эстетике и творчестве Анненского (драматургия и 'Тихие песни')).
Подворная А. В. Анненский: между классикой и модернизмом: учебное пособие. PDF 3,5 MB
Ромащенко С. А.
, Паутова  А. В. 'Бесконечная даль замерла впереди...':  Три книги стихов о приближении к неизбежности.
PDF
Тименчик Р. Д
.
Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х годов // А. Блок и его окружение. Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 680. Блоковский сборник. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т. 1985. С. 101-116. См. фрагмент ниже.
Черный К. М. Поэзия Иннокентия Анненского. АКД. М.: МГУ, 1973.
Чулков Г. И. Годы странствий. М.: Эллис Лак, 1999. С. 202 ("небольшая книжка в белой обложке").
Шевчук Ю. В.
'Тихие песни' И. Анненского: трагизм самосознания в лирике. PDF 5,6 MB


О псевдониме:

Алёхина Н. М. Переводы И.Ф. Анненского в контексте его сборника 'Тихие песни'. PDF
Аникин А.Е. Философия Анаксагора в "зеркале" творчества Иннокентия Анненского.
Аникин А. Е. Апофатический принцип в поэзии Анненского: к анализу псевдонима Никто - Ник. Т-о. PDF
Аникин А. Е. Корректурное дополнение.
Бунатян Г. Г. "Работаю исключительно для будущего...". глава из книги, с. 239
Варнеке Б. В.
<Из воспоминаний> (фрагмент ранней версии об Анненском)
Гамалова Н.
Имя собственное в творчестве Анненского.

Иванов Вяч. Вс
. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I.
Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке: 6. Анненский и две революции. PDF
Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. Нечет и чет.
Иванова О. Ю.
О 'неслучайности' слова в поэтическом творчестве И. Ф. Анненского.
Козубовская Г. П. Лирический мир И. Анненского: поэтика отражений и сцеплений.
Корнилова Н. А
. И. Ф. Анненский на пороге 'Некалендарного века' (царскосельские дни 1908-1909 годов)
. PDF
Кривич В. Предисловие // ПС
Львов Л. Посмертное: Посмертные стихи Иннокентия Анненского. Изд. "Картонный домик", Петерб., 1923.
Моторин А. В.
Теория художественного образа у И. Ф. Анненского.
В составе сборника материалов конференции 2005 г. PDF 4,0 MB
Островская Е. С.
Поэтический перевод и перевод поэзии. И. Ф. Анненский. Концепция отражения.
PDF
Петрова Г. В. О 'Театре Еврипида' Иннокентия Анненского. PDF
Тименчик Р. Д.
, Черный К. М. [Биографический очерк].
Фёдоров А. В.
Иннокентий Анненский как переводчик лирики. С. 188.
Ходасевич В. Ф.
Об Анненском.

Червяков А. И. Прим. 10 к письму И. Ф. Анненского к С. А. Соколову от 11.10.1906 // Письма II. С. 54.

Л. В. Лосев назвал И. Бродского "Никто" в стихотворении "Дверь (фотография Марианны Волковой)", подразумевая псевдоним Анненского.

"Парнасцы и проклятые"

Стихотворения см. на странице переводов.
Имена авторов в книге 1904 г. напечатаны не одинаково.

I. Лирика

Идеал (из Сюлли Прюдомма)
Дар поэмы (из Стефана Малларме)
Вечером (из Поля Верлена)
Посвящение (из С. Прюдомма)
Погребение про́клятого поэта (из Шарля Боделера)
Над умершим поэтом (из Леконта-де-Лиль)
Майя (из Леконта-де-Лиль)
Тени (из Сюлли Прюдомма)
Совы (из Шарля Боделера)
Безмолвие (тринадцать строк) (из Мориса Роллина)
Сомнение (из Сюлли Прюдомма)
Счастье и несчастье (из Гейне)
Явление божества (из Леконта-де-Лиль)
Из стихотворения 'Призраки' (Леконта-де-Лиль)
Когда б я Богом был (из Сюлли Прюдомма) (видимо, погрешность в книге 1904 г.; в тексте ст-я везде "стал")
Сон, с которым я сроднился Mon reve familier Сонет (из Поля Верлена)
Привидение (на мотив Шарля Боделера)
Мне снилась царевна (из Гейне)
*   *   * ('С подругой бледною разлуки:') (из Сюлли Прюдомма)
Colloque sentimental (Чувствительная беседа) (из Поля Верлэна)
Двойник (из Гейне)
Искупление (из Шарля Боделэра)
Из Горация (Ода III, 26)
Из Гейне ('О страсти беседует чинно:')
Из Горация (Ода III, 7)
Из Горация (Ода II, 8)
Негибнущий аромат (из Леконта де Лиль)
Агония (из Сюлли Прюдомма)
Последнее воспоминание (из Леконта-де-Лиль)
Слепые (из Шарля Боделэра)
Песня без слов (на мотив Поля Верлена)
Сплин (из Шарля Боделэра)
Впечатление (из А. Рембо)
Дня нет уж (из Лонгфелло)
Библиотека (из М. Роллина)
Два Парижа:
   I. Ночью (из Тр. Корбьера)
   II. Днём (из Тр. Корбьера)
Богема. Сонет (из М. Роллина)
Богема (из Артюра Рембо)
*   *   * ('Когда для всех меня не станет меж живыми:') (из Ф. Жамма)
Томление. Сонет (из П. Верлена)
Я - маниак любви (из П. Верлена)
Сушёная селёдка (из Ш. Кро)

II. Поэмы

Смычок (из Ш. Кро)
Огненная жертва (Леконта-де-Лиль)
Преступление любви (из П. Верлена)
Дочь эмира (из Леконта-де-Лиль)

Другие издания:

Анненский И. Тихие песни. Параллельные тексты на латышском и русском языках. Составил Янис Рокпелнис. Рига, Лиесма, 1986 г. 104 с. (Серия: 1000 строк).
См. также другие переводы на
странице.

Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К. Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. / Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А. В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая кафедра", 2020. - 352 с. Формат 84х108/32. Тир. 1000 экз.
Без приложения переводов

В оформлении обложки использован фрагмент картины И. И. Левитана 'Над вечным покоем' (1894).

В книге впервые объединены итоговые сборники трех выдающихся русских поэтов, разделенных в историко-литературной традиции границами культурных эпох и направлений: 'Последние песни' Н. А. Некрасова, 'Песни из "Уголка"' К. К. Случевского и 'Тихие песни' И. Ф. Анненского. Выбранный составителями концептуальный подход позволяет восстановить утраченные внутренние связи между поэтическими поколениями и проследить общие лейтмотивы 'последних песен' - стихотворных книг, лирическое содержание которых связано с ситуациями ожидания конца, физического и метафизического порога, кризиса - и в то же время с пафосом  творческого завещания. Все три поэтические книги представляют собой результат эстетического и экзистенциального опыта прикосновения к Непознаваемому и преодоления Неизбежного.
Также издание включает вступительную статью и примечания, которые для широкого круга читателей окажут помощь в интерпретации недостаточно известных текстов, а для специалистов станут поводом для новых научных прочтений.

Атрибуты, вступительная статья и примечания PDF

 

 

Начало \ Стихотворения \ "Тихие песни"

Алфавитный указатель


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования