|
|
Начало \ "Анненская хроника": 2018, январь - апрель | |
Открытие: 05.10.2023 |
Обновление: 20.09.2024 |
"Анненская
хроника"
архив "Анненской хроники" Из "Анненской хроники" прежних лет 2023, сентябрь - декабрь 2023, май - август 2023, январь - апрель 2021-2022 2020, январь - май 2020, июнь - сентябрь 2020, октябрь - декабрь 2019, январь - июнь 2019, июль - октябрь 2019, ноябрь - декабрь 2018, январь - апрель 2018, май - декабрь
2018, январь - апрель 27 апреля
Некоторое время назад я закрыл "Анненскую
хронику" в VK. Настала очередь FB. Поэтому приглашаю заинтересованных в
новую версию "Мир Иннокентия Анненского плюс". Смотреть могут все, а
участвовать (делать сообщения, реагировать) - те, кто зарегистрируется
(нужна только почта). Будет некоторый переходный (тестовый) период и
дублирование сообщений в FB. Вообще "Мир Иннокентия Анненского плюс" будет расширяться и наполняться, особенно тем, что трудно или неказисто показывается в основном собрании. https://iannensky.wixsite.com/plus/blog?fbclid=IwAR2yyTLIiJ8ZRo56AHl-DZzqri9MRxF5FKl6qpfkkxn8TsO28kW3oZdhJSM Комментарии:
Николай Николаевич Кружков
Составитель 9 апреля В том же номере журнала "Печать и революция" помещён краткий отклик на выпуск 7-го издания книги Александры Никитичны Анненской "Фритиоф Нансен и его путешествия в Гренландию и к Северному полюсу". Сменилось государство, произошли мировая и гражданская войны, случились новые географические достижения. Уж и автора 7 лет как не было в живых. А книга продолжала жить. Но это издание было последним. Жаль. Помещаю отклик Е. Херсонской на соответствующей странице собрания: http://annensky.lib.ru/names/nf&an/an_bibl.htm А как издано! 40 замечательных рисунков, две карты. И это в 1922 году. Если книгу переиздавать, то именно в таком виде. Впрочем, она открыта в нескольких Интернет-библиотеках; есть замечательный интерактивный вариант: http://kolanord.ru/.../dc566e70-0f84-46a7-ab66.../HTML/ 7 апреля
В собрании открыта рецензия С. П. Боброва
на "Посмертные стихи" (1923). Примечательный опус о "малоудавшихся
вещах" и "довольно-таки неаппетитных упражнениях в стиле 90-х годов".
Рецензент обращается к некоторым ярким стихотворениям и строчкам, но не
замечает ни "В небе ли меркнет звезда...", ни "Л. И. Микулич", ни
"Старые эстонки". Ни "Петербург", наконец. Вообще интересно было бы проанализировать текст рецензии, особенно в сравнении с двумя другими, открытыми в собрании, - Л. Львова и С. Штейна. Задача для студенческой/аспирантской практики. Это вторая рецензия Сергея Павловича Боброва в 3-м номере журнала "Печать и революция" за 1923 год. Сразу перед ней рецензия на "Алые паруса" А. С. Грина. Не удержусь сделать выписки:
О "бытовой" литературе:
6 апреля А с днём рождения Николая Фёдоровича - вопрос. Вернее, с месяцем. Все советские и современные российские справочные издания называют февраль/март. И только в "Русские писатели 1800-1917" (1989, М. Г. Петрова) - март/апрель. Проверил бы кто по архивам. Хотя архив старших Анненских не сохранился, но есть ведь другие материалы. Комментарии:
Г. В. Петрова
Составитель 4 апреля В собрании обновлена страница постановки драмы "Фамира-кифаред" Александром Яковлевичем Таировым в московском Камерном театре: http://annensky.lib.ru/trag/tairov.htm
Добавлены фрагменты книги А. Г. Коонен
"Страницы жизни", дополнены материалы книги А. Я. Таирова
"Записки режиссёра".
Интересно, можно ли найти музыку к спектаклю
"Фамира-кифаред"? Ведь если её исполнял оркестр, значит, она была в
партитуре. Автор музыки - ныне забытый французский композитор Анри
Фортер. Он сотрудничал с Таировым не только в этом спектакле и не
только с ним. Он был востребован в России, творил с интересом и
увлечённо. Вернувшись во Францию в 1920-х годах, творчески потерялся.
Справки о нём в Интернете нет, информация собирается по крупицам.
Выделен отдельной страницей и дополнен художественный вклад Александры Александровны Экстер в создание спектакля "Фамира-кифаред" (1916): http://annensky.lib.ru/trag/ekster.htm
Смотрю на афишу, и "не можно глаз отвесть". Образец дизайна - не больше
трёх цветов на фоне, сочетаемость цветов, центр движения в центре,
равновесие кривых... Это помимо необъяснимой магии искусства. И какая-то
рок-н-рольная экспрессия. А шрифт!
Tatyana Brovkina
Составитель 2 апреля: К 150-летию Максима Горького Алексей Максимович был знаком и питал тёплые чувства к Николаю Фёдоровичу Анненскому, что отразилось в его ярком мемуарном очерке.С младшим Анненским знаком не был, но знал о нём и был "заинтересованным читателем произведений" (А. И. Червяков). Прежде всего писателей связывает статья А. "Драма на дне". Да и в рецензиях встречаются места, где говорится о "чём-то наивно-горьковском". Кстати, именно в "Драме на дне" написано о "красных когтях" судьбы, ставших названием вышедшей в прошлом году книги С. Экштута. А. М. Горький проявил также заинтересованное отношение к постановке А. Я. Таировым спектакля "Фамира-кифаред" в московском Камерном театре. Даже побывал на репетиции. Несмотря на имеющиеся исследования темы "Горький и Анненский" (В. П. Смирнов, О. Н. Семенова и др.) она далека от полноты разработки. Комментарии:
Tatyana Brovkina 29 марта Открываю в собрании фрагмент книги В. Г. Лидина "Друзья мои - книги" (1976):
Этот фрагмент давно прокомментирован Р. Д. Тименчиком в статье "Поэзия И. Анненского в читательской среде 1910-х гг." DJVU (1985). Видимо, автор в отношении "первой книги" перепутал Анненского с Гумилёвым. И ведь были деньги у человека в революционные годы... Молодец, что подарил. Сегодня, если бы случилось такое чудо в магазине, купить пачку вряд ли получилось: экземпляр на рынке стоит не меньше 70 тыс. руб. "Любители поэзии" отдыхают. Комментарии:
Борис Суслович Составитель Думаю, что он просто перепутал. Может, и по-стариковски. 29 марта В статье 1930 г. "Творчество Бориса Лавренева (Литературные дебюты)" Павел Николаевич Медведев (1892-1938) написал:
Это подтверждает сонет Б. А. Лавренёва "Памяти Иннокентия Анненского", в котором А. назван "певцом кощунственных баллад". А впитал это влияние Лавренёв в кругу альманаха "Жатва". 15 марта
Весеннее отступление.
5 марта, Maria Nadyarnykh
Дорогие коллеги! 5 марта В собрании открыта статья С. В. Косихиной "В поисках собственной души ("Nevicata" А. Негри в переводе И. Анненского)" (2008). Это ещё одна преддиссертационная (2009) её работа. На мой взгляд, велика доля допущений. И когда я читаю: "Известны переводы Ватсона", то думаю, что речь всё же идёт о Марии В. Ватсон. (Может, это погрешность набора). В собрании открыта глава "Человек в футляре. Анненский" из предсмертной книги В. Н. Корнилова о поэзии. 28 февраля 28 марта / 9 апреля - 175 лет со дня рождения Николая Фёдоровича Анненского. Из автобиографии А.: "Своим развитием обязан прежде всего своему старшему брату Николаю Фёдоровичу и его жене Александре Никитичне (урожд. Ткачёвой)."
Фото 1870-х, 1910-х и репродукция портрета
руки И. К. Пархоменко. Комментарии:
Serge Konevsky
Николай Фёдорович спас Рыссу жизнь трижды - первые два раза снабдив последнего паспортом и деньгами, помогая таким образом уехать из Петебурга за границу ввиду наступившей после поражения революции 1905-06 г.г. реакции, а в третий раз - своими письмами в Рим, находящемуся там в депрессивном состоянии молодому человеку (вероятно, хотя автор очерка об этом и не говорит, в связи с казнью брата, эсера-максималиста Соломона (Семёна) Яковлевича Рысса в Киеве 18 февраля 1908). Рысс в конце очерка отмечает, что "эти письма сделали то, чего не смогли сделать врачи: через два дня я ходил, а ещё через два - уехал в Париж... Не одного человека спас, вероятно, таким образом Н.Ф. Анненский. В этом и был его главный, от Бога данный ему талант". 26 февраля 110 лет назад, 26 февраля (по ст. календарю), в собрании Общества классической филологии и педагогики Анненский прочитал доклад 'Античный миф в современной французской поэзии' PDF. Хроника журнала 'Гермес' (1908. ? 5. С.139) отметила, что собрание отличалось особенной 'многочисленностью' и 'многолюдностью'. Я с трудом себе представляю это чтение, потому что этот большой текст опубликован позже журналом частями в 4-х выпусках ("Гермес", ?? 7, 8, 9, 10). Доклад ни разу с тех пор не публиковался и открыт, кажется, только в собрании. Научно не проанализирован. При том, что это поздний Анненский. Почему? а) Надо серьёзно знать античную мифологию и литературу. б) Надо серьёзно знать современную А. французскую поэзию. в) Нет запроса. Много ли сегодня русскоязычных читателей, которым известно имя Андре Сюареса, чьей драме "Ахилл мститель" посвящена чуть ли не половина текста доклада? Это имя и Анненскому не было известно. Я не нашёл этой драмы в перечне трудов, приводимом Википедией (русского варианта страницы нет). Мне кажется, что Анненскому интересен был сам мифический сюжет, сама история, он как бы её сам пишет, переводя и анализируя чужие строки.
Вторая часть доклада поразительна. Анненский переводит прозой французские стихи драмы Сюареса на русский и одновременно на древнегреческий, анализируя и сопоставляя с Гомером, Эсхилом, Софоклом, Еврипидом и др. При этом напряжённо размышляя. Да, здесь есть с чем потрудиться будущим исследователям. В тексте доклада явственен тезис "новые формы современной чувствительности". Это тот тезис, который звучит в последних его выступлениях и статьях. То есть А. обдумывал его минимум полтора года. И как он крут под конец: "В наши дни, когда поэзия под флагом индивидуальности так часто таит лишь умственное убожество, вся в похотях и вся в прихотях людей, называемых поэтами..." И дальше об индивидуалистической поэзии, в которой "тенденция античности из желания учить выродилась в страстишку поражать и слепить несбыточностью, дерзостью, пороком и даже безобразием"... О!
Комментарии: Елена Щербакова Грустно. Я тоже очень плохо знаю античную литературу и французскую поэзию.
Составитель 24 февраля "Мир, освещаемый правдивым и тонким самоанализом поэта, не может не быть страшен, но он не будет мне отвратителен, потому что он - я." Это из незаконченного вступления "Что такое поэзия?" к первой книге стихов. Можно смело отметить 115-летие этого замечательного текста. Автобиографию, написанную 16 января 1903 г. для словаря С. А. Венгерова, А. завершил так: "Кроме того, в качестве результата долголетних занятий поэзией, особенно французской (начиная с Леконта-де-Лиля), изготовлен сборник стихотворений с предисловием "Что такое поэзия?"". И поэтому трудно не согласиться с А. И. Червяковым, что предисловие написано к концу 1902 г. И вот профессиональный педагог пишет:
И более того:
Обращает внимание использование термина "гипноз". Ведь научному освоению
явления было к началу 20-го в. не более 20-ти лет, и в России
гипнотические школы только-только появлялись. 20 февраля 115
лет назад А. выступил в годичном заседании
Общества классической филологии и педагогики с докладом 'Медея в
трагедиях', ставшим основой послесловия к переводу
'Медеи' в 1-м томе
'Театра Еврипида' с названием 'Трагическая
Медея'. Первая часть произнесена 22 января, вторая - 19 февраля. 17 февраля / 1 марта, в один день, исполняется 155 лет двум носителям больших творческих величин. Один принадлежал к миру изобразительного искусства. Он хотел, но в силу обстоятельств не смог показать нам А/ в центре коллективного портрета сотрудников журнала "Аполлон". Зато оставил воспоминания. Это Александр Яковлевич Головин. Его автопортрет с пионами - лучше всяких фотографий. Другой гораздо больше связан с А. Это тоже многолетний школьный учитель, инспектор. Он преподавал математику и физику и в то же время был поэтом, прозаиком и драматургом. Его портрет руки Б. М. Кустодиева 1907 г., говорят, очень похож. Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников). Сложные отношения сложились у него с А/, даже после смерти последнего. "Сложная вещь эта Сологубовская метэмпсихоза" ("О современном лиризме"). Да и анненскую простой никак не назовёшь. П.
П. Рябушинский заказал портрет художнику с разрешения Сологуба и написал
ему: 'Ваш портрет будет помещен одновременно с трагедией "Дар мудрых
пчел"'. Этого не произошло, портрет был опубликован позже (в том же 1907
году). Но сам по себе этот штрих значим по известной причине. Так
вот - о детях, плачущих по ночам. И о другом, не менее важном. Анненский
- и Маяковский, и Северянин, и Ховин. И Розанов. И Достоевский. И Гейне. 9 февраля, Ирена Подольская Проснувшись сегодня ночью, не могла отвязаться от строчек:
Каким чудовищным одиночеством они продиктованы... Или я не права?
Комментарии: Ирена Подольская
Ирена Подольская
Ирена Подольская Борис Суслович Да, предсмертное. И это ещё "вегетарианское" время. Представить его через десять лет, в 1919. Бред.
Ирена Подольская Борис Суслович "Почти счастливой". Уже писал об этом. Вот: Дорога. Памяти ИФА... Ирена Подольская Лаконично, ёмко, выразительно. Очень нравится. Спасибо! Борис Суслович И Вам - большое спасибо, Ирена Исааковна! Очень рад, что понравилось. Ирена Подольская Спасибо! Раньше, к стыду моему, я не знала такого настоящего поэта - Бориса Сусловича. 27 января Дополнение к предыдущему. Все эти годы (кроме первого) собрание гнездится на сервере Максима Евгеньевича Мошкова, известного ресурсом lib.ru. Это истинный благодетель! Я не мучаюсь заботами о мегабайтах, деньгах и рекламе. Сервер никогда не сбоит. Здоровья ему и его хозяину, всяческих обновлений и благ! Максим: "Lib.ru - памятник эпохи, напоминает мне московский особнячок с собственным садиком и колодцем, уцелевший до наших дней". Эта фраза подтверждает быстропреходящесть и быстроуходящесть цифровой реальности. Но я вместе с ним стараюсь преодолевать. А "свой" сервер я видел воочию. Ощущение как от алтаря.
Комментарии: 25 января Открытому цифровому собранию "Мир Иннокентия Анненского" - 13 лет. В этот день оно начало свою жизнь в Сети. Наверное, его есть за что похвалить. Но. Собрание стареет. Совершенно устарела технологическая платформа, на которой оно делается. Надо переходить на современный конструктор, но это очень тяжёлый процесс, для которого нет ни возможностей, ни времени. Тем более, что версии современных средств меняются как кадры в кино. Что поделаешь - прогресс. Собрание статично. Слабый дизайн, и нет интерактивности. Нет обратной связи с молодёжью. Первые годы была активность в запросах и переписке, ещё до нашествия соцсетей. Такое ощущение, что в стране нет гуманитарных специальностей в вузах, не говоря уж про литературный интерес пытливой юности. Или собрание вне её интересов. Впрочем, к Анненскому никогда не было широкого интереса. И дело, конечно, не в нём. Однажды собрание погрузится на дно Интернета (или как там его потом назовут), где его бинарный код в конце концов рассыплется на единички и нолики. От древних античных миров остаются хотя бы развалины. А что останется от цифровых миров? И будет ли кому собирать? Но мне по-прежнему интересно. Буду продолжать, сколько могу. Комментарии:
Elena Ostrovskaya Составитель Спасибо. Татьяна Нешумова Спасибо Вам!
Ирена Подольская Составитель Спасибо. Буду.
Ирена Подольская У Вас нет другого выхода. Составитель Поддерживаю Ваше желание :) 20 января В собрании открыта статья "Из наблюдений над языком Ликофрона: о начальном звукоподобии" PDF. А. подготовил её для сборника в честь И. В. Помяловского, где ему составилась очень почтенная компания. Вступление подписано 14 декабря 1897 г., то есть можно отметить 120-летие. Об этой редкостной для А. статье высказался Б. В. Варнеке в своём некрологе:
В этой статье я могу прочитать от силы 2 первых страницы. Только прочитать. Остальное мне недоступно. Интересно, понимал ли А. насколько этот текст будет востребован даже в его времена, не говоря про нынешние? Думаю, что понимал. Но проделал этот огромный статистический труд. Кстати, тут мне видится влияние старшего брата. Зачем он над этим трудился?.. Открываю с благоговением. Калькулятора у ИФА не было, даже в виде машины Однера. Прямых контактов с Иваном Васильевичем Помяловским я не нашёл. Но А., конечно, знал его и как профессора университета, и как члена Учёного Комитета министерства. Как сообщает Википедия, И. В. Помяловский похоронен на правосл. Смоленском кл., по дорев. схеме - сразу направо от центр. входа, где-то у ограды Воскресенской церкви. Можно ли теперь найти? Захоронение в наши дни не значится среди значимых и охраняемых. Когда я там был, уже 8 лет назад, храм был весь в лесах. Восстановление наверняка отразилось и на территории. Ох, Смоленское, Смоленское... 13 января Столько лет в собрании (галерея СПб) открыты фото Императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института (Университетская набережная, 9), и никто меня не поправил. В том смысле, что А. учился в университете, а не в институте. Немедленно :) меняю на фото здания 12-ти коллегий. Комментарии:
Ирена Подольская
Составитель
Наталия Цендровская
Составитель
Наталия Цендровская 18 января 16(28) января - 165 лет Владимиру Сергеевичу Соловьёву. "Всё понимавшему человеку". Он был всего на два с половиной года старше А., но уже защитил докторскую диссертацию, когда А. завершал свой первый учительский год. А. не раз упоминал это имя, а в своём итоговом поэтическом обзоре отнёс Соловьёва к "истокам новой поэзии", и с большим почтением. Хотя и попенял. "Мы знали наизусть его стихи". Вспомним с улыбкой и мы вслед за А.:
11 января В собрании удалён раздел "Книжная благодать". За ненадобностью. Ни одна книжка за время его существования не пристроена. Такие времена. Вообще тут для меня парадокс. С одной стороны - новые книги продаются по трудно-усваиваемым ценам (хотя, вполне возможно, что они так и стоят), с другой - книги прежних лет, очень хорошие книги, не берутся даже за копейки. Получается, что покупая книгу, надо понимать, что её никогда, т. е. за свою жизнь, за схожие деньги не продашь. И даже не отдашь. Это как-то останавливает. У меня осложнилась ситуация в связи с нагрузкой в три домашних собрания от ближайшей родни. Что делать - отношу в библиотеки, на полочки при входе для желающих, в больницы при случае. Не знаю, надо ли здесь предлагать. Ну вот, например, 3-х томник Гумилёва 1991 г., под ред. Р. Д. Тименчика. Так ведь ещё и услуги почты инквизиторские. 10 января
Татьяна Юрьевна Бровкина, директор Музея Николаевской гимназии, исследуя
архивные материалы гимназии, составила замечательный справочный очерк об
Арефе Фёдоровиче Гламазде. Это близкий А. и его семье человек, "слуга за
всё". Лакеем его не поворачивается язык называть. Вскрылась - для меня -
очень важная деталь: Гламазда был служащим Миннарпроса, А. неизменно
устраивал его при гимназических приёмных (всех трёх) и даже представлял
к медалям. Интересно, что это были за люди - дети Гламазды, носители имён членов семьи А.? Как и сколько они жили? Комментарии:
Ирена Подольская
Составитель
Татьяна Нешумова
Составитель
Ирена Подольская
Ирена Подольская
Составитель
Ирена Подольская 8 января 75 лет назад умерла Татьяна Александровна Богданович, "милая" племянница А., которой можно было называть его "Кеничкой". К. А. Кумпан в "Русских писателях" называет 31 декабря 1942 года. Внучка О. Л. Позднева в своих воспоминаниях говорит о первых днях января 1943 года. Было Т. А. Богданович 70 лет, и была она в эвакуации с семьёй в г. Верхняя Салда. Но умерла в больнице Свердловска и похоронена где-то там. Кто теперь найдёт, где. Комментарии:
Ирена Подольская
Составитель
Ирена Подольская
Составитель 5 января В собрании открыты две маленьких рецензии А. PDF, опубликованные им в "Историческом вестнике" 1900 г. за подписью "И. А.". Их можно назвать педагогическими (вторую больше, первую меньше). И, может быть, их можно считать нитями, которыми А. поддержал связь с прошлыми годами: первая - с историко-филологическим факультетом университета св. Владимира в Киеве, вторая - с годами своего студенчества. В целом благожелательно оценивая книгу П. И. Аландского, А. заключает, "что во всем этом сочинении автор гораздо больше рассуждает, чем рассказывает". Педантичность Анненского-рецензента (впрочем, резонная) закрепляется последней фразой: "Массы опечаток также можно было бы избежать, да и цену издания (1 руб. 75 коп.) понизить". Заметно теплее отнесся А. к книге "признанного и в России и за границею авторитета" Василия Васильевича Латышева, с которым Анненского вскоре свяжет активное участие в Обществе классической филологии и педагогики и совместная деятельность в составе комиссии по вопросу об улучшениях в ср. школе. Они были ровесники, даже одного месяца, но Латышев уже с 1893 года член Петербургской АН. В. В. Латышеву Анненский подарил в 1902 г. экземпляр своей трагедии "Царь Иксион" с надписью. В собрании открыты два письма Н. С. Гумилёва В. И. Анненскому-Кривичу из публикации Р. Д. Тименчика 1987 г. В первом - детали знакомства с семьёй сестры А. в Париже, во втором - о публикации стихотворения "Если любишь - гори!". 2 января И такой есть "Кипарисовый ларец": Кипарисовый ларец: Антология поэзии "серебряного века" / Составитель, автор вступительной статьи В. В. Кудрявцев. Смоленск: Русич, 2006. Книга уменьшенного формата, но 656 страниц и тиражом 1000 экз. В предисловии "Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе!" составитель поясняет, что сборник Анненского, "оказавший огромное влияние на всю русскую поэзию XX века, ставший позднее <...> визитной карточкой "серебряного века"", взят источником структуры книги.
Это кажется надуманным. Как и включение поэзии 1920-х годов в "серебряный век". Заболоцкий, Хармс, Тарковский? Но редкостные стихи многих малоизвестных и забытых авторов почитать интересно. Всего их 412. А полная антология (?), как сказано, включает 1880 авторов. В смоленском "Кипарисовом ларце" нашёл стихотворение ученика А. Александра Алексеевича Кондратьева (8-я гимназия СПб.).
Источник: Александр Кондратьев. Стихи: Кн. 2 (Чёрная Венера) / СПб.:
Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. Книга была подарена Анненскому с
дарственной надписью. И ещё - София Парнок. По первой строке интересно, читала ли она "Кипарисовый ларец". Почему-то А. не упомянул её в "Оне". Но и без того - замечательные стихи.
А вот Валентин Кривич 1921 года. Сразу несколько моментов вызывают сопоставления. Например, многоточие (4 раза).
Комментарии:
Ирена Подольская
Борис Суслович
Составитель
2018, январь - апрель 2018, май - декабрь
|
Начало \ "Анненская хроника": 2018, январь - апрель |
При использовании материалов собрания
просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com