![]() |
|
Начало \ Трагедии \ "Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова | |
Открытие: 25.06.2011 |
Обновление: 15.12.2021 |
Страница 1
Страница 2 |
Таиров Александр Яковлевич. Краткая летопись жизни и творчества. / Составители: Р. М. Брамсон, Ю. А. Головащенко // [1]. С. 510: 1916, 2 ноября. Премьера 'Фамиры-Кифарэда' И. Ф. Анненского. Художник А. А. Экстер; музыка А. Фортера. 'Постановка... 'Фамиры-Кифарэд', несомненно, самое значительное явление московской театральной жизни в начале сезона. Я вовсе не хочу этим сказать, что спектакль оправдал все возлагавшиеся на него надежды - слишком своеобразен был замысел, слишком сложна драма Анненского сама по себе, слишком неблагоприятно для больших затей в наше военное время, чтобы все вышло так, как предполагалось. Но именно ввиду перечисленных обстоятельств даже промахи спектакля интересны, а самый факт его значителен'. (Я. Тугендхольд. Письмо из Москвы, - 'Аполлон', 1917, No 1, стр. 72-74) PDF О дне премьеры 2 ноября написала и А. Г. Коонен. Однако газетные объявления показывают другие первые дни показа спектакля:
Спектакль показывался 30 ноября того же года,
к дню смерти
Анненского, что следует из вступительной речи К. Д. Бальмонта
"Поэт внутренней музыки (Иннокентий
Анненский)". |
|
||||||||
Возобновление спектакля было приурочено к 10-летию со дня смерти автора драмы и состоялось 13 декабря 1919 года. Перед этим спектаклем К. Д. Бальмонт снова произнёс речь, наряду с речью А. Я. Таирова (см. статью А. В. Канатьевой в издании). Весной 1919 года гастроли Камерного театра состоялись в Петербурге. В своем критическом отклике М. А. Кузмин посетовал, что театр не представил драму 'Фамира-кифаред': "Неужели, в самом деле, для Камерного театра менее характерны 'Сакунтала', 'Фамира-кифаред', 'Веер', чем четыре второстепенные и третьестепенные старые пьески, подчеркнуто декадентски поданные?" (Кузмин М. Наивные вопросы: (Гастроли Московского Камерного театра) // Жизнь искусства. 1919. No 113. 6 апр. С. 3). А. Г. Коонен, ведущая актриса Камерного театра и жена А. Я. Таирова, исполнила в спектакле роль вакханки. Она вспоминала, что вакхическая драма 'Фамира-кифаред' вошла в репертуар театра по подсказке С. М. Городецкого. Страница А. А. Экстер, художницы спектакля. Музыкальное сопровождение спектакля принадлежит французскому композитору и дирижёру Анри Фортеру, сотрудничавшему с А. Я. Таировым в нескольких спектаклях Камерного театра. Над созданием спектакля трудилась также Вера Игнатьевна Мухина, чьими руками практически была сделана сцена. Будущей создательнице знаменитых монументов и скульптур было 27 лет. К сожалению, Интернет дает текст воспоминаний, но не дает ссылки. Отдельной их публикации я не нашел. Кстати, Мухина активно и плодотворно занималась костюмами и начинала с Пьеретты для А.Г. Коонен в спектакле 'Покрывало Пьеретты' того же театра.
Страница спектакля "Фамира-Кифаред" на сайте Театра имени Пушкина, преемника Камерного театра. Д. С. Усов оставил в письме к Н. С. Архипповой свои впечатления о посещении спектакля осенью 1916 г. Реакция прессы на эту постановку: Джонсон И. <И. В. Иванов>. Московские письма // Театр и искусство, 1916, No 47, с. 950. С. К. Через немногих - ко всем // Московские ведомости, 1916, No 258, 8 ноября. Сурмин П. И. Фамира-кифаред // Утро России. 1916. No 313. 9 ноября. С. 5. Подпись: Майгур. Игнатов И. Камерный театр // Рус. ведомости, 1916, No 260, 10 ноября. Эфрос Н. Фамира-кифаред // Речь, 1916, No 312, 12 ноября.
Фрагмент: К. Камерный театр // Театральная газета. 1916. No 46. 13 ноября. С. 9.
Королевич Влад.
Камерный театр // Рампа и
жизнь. 1916. 13 ноября. No 46. С. 10-11. PDF
Тугендхольд Я.
Письмо из Москвы // Аполлон.
1917. No 1. С. 72-74. PDF
Victor <В.
М. Жирмунский> Московский камерный театр //
Биржевые ведомости. 1917. 18 февраля. В. М. Жирмунский писал в связи с постановкой драмы Иннокентия Анненского в московском Камерном театре: '"Фамира-кифаред" вместе с лирической драмой Александра Блока "Роза и крест" - единственное произведение поэзии символизма, которое требует действительного сценического воплощения, так как заключает в себе зерно неосуществленной трагедии.' Тименчик Р. Д. Пропущенная реплика // Роман Тименчик. Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века. Иерусалим, "Гешарим"; Москва, "Мосты Культуры", [2008]. С. 343.
[Без
подписи]. Камерный театр в этом сезоне: (Беседа
с А. Я. Таировым) // Вестник театра. 1919. No 38. 21-26 окт. С. 12. Лев К. <Камышников Л. М.> Камерный театр. Спектакль памяти Ин. Анненского. // Вестник театра. 1919. No 47. 23-28 декабря. С. 9-10. http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1908-vestnik-teatra-1919-47
Об интересе А. М. Горького к спектаклю Таирова см. страницу собрания "Анненский и М. Горький".
Н. М. Церетелли в роли
Фамиры [2]
ИСТОЧНИКИ
1. А. Я.
Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. / Ред.
П. Марков, сост. Ю. Головащенко, худ. С. Сахарова. М.,
Всероссийское театральное общество, 1969 г.
Страница 1 Страница 2
|
|||||||||
Начало \ Трагедии \ "Фамира-кифаред" в театре А. Я. Таирова | |||||||||
|