О своём прижизненном
портрете И. Ф. Анненский с иронией высказался сам в
экспромте, заголовок
которому с указанием фамилии художника, по-видимому, дан
А. В. Фёдоровым. В ПК
(прим. 274, с. 143; в собрании
-
прим. 68 к странице)
экспромт неточно приводится по письму Д. С. Усова к Е. Я. Архиппову (апрель
1925 г.), в котором отмечается, что это "неудачный официальный портрет",
И. Ф. Анненский его "не
любил и повесил в какой-то темный угол за
печкой". Там же (прим. 29) говорится о передаче его в ГЛМ вдовой
В. И. Анненского
(Кривича), которая художника назвала Курдюмовым и обозначила время
создания
-
"после тягчайшей болезни Ин. Фед. в Сочи, кажется
в 904-5 г.".
О портрете сообщил
К. И. Финкельштейн
в FB-группе
"Анненское общество" (04.04.2015), приводя ссылку на
страницу продажи постера, откуда и взято изображение.
Автор портрета - Антон Николаевич Курбатов
(1865-?), художник, ученик Академии Художеств с 1892 г. по 1895 г., где
получил звание классного художника 3 степени; с 1897 г. - в звании
художника (за картины "Начало весны" и "Волна"),
http://artru.info/ar/9665/. В 1898-1902 гг. -
преподаватель и воспитатель Николаевской гимназии, см. подробнее
страницу "Энциклопедии Царского Села".
Искусствовед Всеволод
Николаевич Петров (1912-1978) о портрете
работы А. Бенуа:
... Осенью 1932 года я был экстерном III курса исторического факультета и поступил на службу в Русский музей.
<...>
<...> секцией рисунков
<заведовал>
Николай Николаевич Пунин (назначенный на эту должность после того, как было расформировано возглавляемое им отделение новейших художественных течений)
<...>
... Под руководством "действительных членов" музея работали научные сотрудники первого и второго разряда. Среди них я был самым младшим по возрасту и званию. Я числился научным сотрудником второго разряда и ведал научным архивом Русского музея, сменив на этой должности семидесятилетнего старика А.А. Турыгина.
... Однажды мне посчастливилось сделать находку, особенно заинтересовавшую Николая Николаевича: в одном из черновых альбомов Бенуа я обнаружил портретную зарисовку, изображающую поэта Иннокентия Анненского на редакционном совещании в "Аполлоне".
Кажется, никто из художников не делал портрета Анненского; находка представляла, таким образом, некоторый общий интерес, для Пунина
- особенно большой. Он был учеником Анненского в Царскосельской гимназии и преданным поклонником поэта в течение всей своей жизни.
А. А. Ахматова тоже любила и высоко ценила Анненского.
После этой находки Николай Николаевич пригласил меня в гости, чтобы представить Ахматовой.
<...>
Пунин представил меня. Я почтительно поклонился и передал Ахматовой фотографию с рисунка Бенуа.
Всеволод Петров. Фонтанный дом // [2].
С. 221.
|
Портрет работы А. Н. Курбатова. ГЛМ
Рисунок из альбома черновиков А. Н. Бенуа, 1909
ГРМ [1]
Подпись под рисунком:
"Инн. Фед. Анненский
1ое заседание Аполлона в доме Донона
5.VIII.1909"
(воспроизведена в издании:
Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 2. - СПб.:
Издательство "Пушкинского фонда", 2004. С. 161)
|
В 2017 г. на обратной
стороне обложки книги С. Экштута
"Красные когти судьбы" появился ещё один предполагаемый портрет
Анненского. В книге было сказано, что он находится в частном собрании. А
впервые я его увидел 13 октября 2015 г. в ходе заседания анненской
конференции в здании бывшей Николаевской гимназии Царского Села, см.
видео на странице
(выступление Т. Ю. Бровкиной).
В ноябре 2018 г.
мне показали ссылку на
сайт антикварного магазина в Москве, где этот портрет
выставлялся на продажу, но, как я понял, был возвращён
владельцу с сохранением возможности его приобрести. Данные:
Лот АГ-2480
Художник: С. С. Егорнов
Техника: доска, масло
Размер: доска: 31,8 Х 23,7 см
Оформление: старинная рама
Реставрация: реставрирована |
|
Егорнов Сергей Семенович (1860-1920)
Портретист, живописец, писавший классику и быт, да и пейзажи ему
удавались в полной мере. Рисовальная школа Общества поощрения художеств
в Петербурге (1879-1881), Академия художеств (1881-1891). Помимо малых и
больших серебряных медалей академист С. С. Егорнов получил в 1890 году
за картину 'Апостол Петр исцеляет расслабленного' малую золотую медаль.
В 1891 году выполнение программы 'Царица Александра просит святого
Георгия принять ее в христианство' приносит ему звание классного
художника первой степени. Персональная выставка работ: 1904 г. в
Петербурге. Егорнов участник обществ: внепартийное общество художников, Мюссаровские понедельники, Санкт-Петербургское общество художников (с
1914 года - Петроградское общество художников). Скончался С. С. Егорнов
в Геленджике, оставив после себя десятки картин и этюдов. Представлен во
многих Российских и зарубежных музеях, большое количество картин
находится в частных собраниях.
По материалам:
http://www.artsait.ru/art/e/egornov/main.htm
"Анненская хроника":
Неясный портрет,
16.11.2018
|
|
|
|
Силуэт
Э. Ф. Голлербаха
[6] |
Гравюра Н. И. Калиты
[3] |
Н. Каверзина, О. Гурьевская.
Фронтиспис в [4] |
Рисунок Антона Куманькова
[5] |
|
|
|
Почтовая карточка,
выпущенная к 150-летию И. Ф. Анненского
Издатцентр "Марка", Россвязь, 2005
Художник Ю. Арцименев
|
Офорт В. Бегиджанова
в издании
2007 г. |
|
|
|
|
|
Бюст И. Ф. Анненского работы А. А. Неверовой в здании бывшей Николаевской царскосельской
гимназии.
Бюст установлен на втором этаже напротив входа в актовый зал, слева от входа
в помещение гимназической церкви.
[7] |
Андрей Леонидович Рыкованов,
мастер микроживописи,
прислал изображение своего удивительного портрета,
сделанного на косточке алычи из Царскосельского сада к 160-летию поэта. Его
информационная группа
-
"Союз Лицейский сад
-
живая книга":
https://vk.com/soyslitseyskygarden. |
А. Н. Бурганов (Москва)
Проект памятника у Николаевской гимназии, был установлен 12 декабря 2015 г.
Вскоре убран.
См. об этом на странице
"События и дни", а также очерк
"Что я думаю о памятнике И. Ф.
Анненскому" в "Записках составителя". |
А. И.
Червяков в комментарии к
письму И. Ф. Анненского сыну из Италии 7 июня 1890 года
сообщает (Письма
II, с. 70):
"В том же деле (Л. 48)* сохранился
карандашный набросок портрета Анненского, сделанный, вероятно, сыном
<...>"
* РГАЛИ. Ф. 5. ? 28.
ИСТОЧНИКИ
1. Владислав Ходасевич. Колеблемый
треножник. М., "Советский писатель",
1991.
2. Воспоминания об Анне Ахматовой / Сост. В. Я. Виленкин и В. А. Черных; коммент.
А. В. Кнут и К. М. Поливанов. М., "Советский писатель", 1991.
3. Иннокентий
Анненский. Стихотворения. Москва, "Советская
Россия", 1987.
4. Анненский И. Ф.
Кипарисовый ларец. Омск, "Наследие.
Диалог-Сибирь", 2003.
5. "Смена", ? 7 (1413), апрель, 1986.
К статье Ю. Нагибина "Анненский".
6. Э. Ф. Голлербах. Город муз. Издание
второе. Ленинград, 1930.
Репринт 1990 г.
7.
Фото составителя 8 сентября
2015 г.
Галереи
|