Начало \ Именной указатель \ Тема "Анненский и Тютчев"

Сокращения

Создание: 20.03.2012

Обновление: 25.07.2023

АННЕНСКИЙ и ТЮТЧЕВ

 


Фёдор Иванович Тютчев
(1803
-1873) - русский поэт.

См. монографические сайты Ф. И. Тютчева: http://www.tutchev.com/, http://tutchev.lit-info.ru/, www.tutchev.net.ru, http://tyutchev.ru/, http://www.tutchev.ru/

Суждение о том, что тема "Анненский и Тютчев" заслуживает самого серьезного внимания, давно уже стало общим местом.
<...> Тютчев - <...> был одним из главных "учителей" Анненского. Очевидное внимание к творчеству Тютчева Анненский проявлял еще в 1880-е гг., когда и была опубликована его единственная монографическая работа, посвященная поэтическому наследию Тютчева (см. ниже воспроизведение фрагмента рецензии Анненского (Гимназия. 1889. Т. XIII. ? 1. С. 82-83), связанной с изданиями журнала 'Русский архив', в котором обсуждается книга 'Стихотворения Ф. И. Тютчева' (М., 1886).

Книжка стихов Тютчева достойна особенного внимания общества, как в виду высоких достоинств поэзии, так и благодаря полноте собрания. Тютчев, поэт замечательный и может быть один из самых характерных на Руси: у него чисто славянская симпатия к беспредельному и таинственному, художественный мистицизм; поэзия его не знает резких контуров и ярких красок, и проникнута чисто русской меланхолией и мягкостью. Вспомним 'Природу', 'Сумерки', 'Ночные голоса'.

Не увлекаясь далее от нашей прямой задачи - педагогической, укажем далее на пьесы Тютчева, особенно воспитательные по идее, чувству или художественной форме: 'Весенняя гроза' (60) - (печатается почему-то всегда 2 или 3 куплета вместо 4-х, а между тем 4-й чудесно замыкает картину:

Ты скажешь: ветренная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на небо пролила).

'Пошли Господь свою отраду' (48 стр.) - пьеса, впрочем, очень известная, хрестоматийная. 'Есть в осени первоначальной' (75 стр.), 'О вещая душа моя' (117 стр.), 'Поэзия' (123 стр.), 'Итальянская вилла' (130 стр.), 'Венеция' (143 стр.), 'Наполеон' (145 стр.). Это одна из лучших поэтических характеристик великого полководца:

Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились:
В его главе - орлы парили,
В его груди змея вилась...

'Проезжая через Ковно' (146-147 стр.), 'На смерть Пушкина' (155-156 стр.).

Это стихотворение, мало известное вообще, удобно сопоставить с классической пьесой Лермонтова, чудным наброском Жуковского, и кольцовским 'Лесом'. Особенно хорош у Тютчева конец:

И осененный, опочил,
Хоругвью горести народной.
Вражду твою пусть Бог рассудит,
Кто слышит пролитую кровь...
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!

Можно отметить еще у Тютчева, пьесу 'На кончину Жуковского' (167-8). Вот несколько отрывочных строк, характеризующих поэта:

В нем не было ни лжи, ни раздвоенья,
Он все в себе мирил и совмещал
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
По истине, как голубь чист и цел
Он духом был: хоть мудрости змеиной
Не презирал, понять ее умел,
Но веял дух в нем чисто-голубиный.

Библиография, ? 481:
Анненский И.
[Рец.] // Гимназия. 1889. Т. XIII. ? 1. Рец. на кн. Стихотворения Василия Андреевича Жуковского. Общедоступное издание. Москва. 1885. - Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Общедоступное издание. Москва. 1887. - Стихотворения Ф. И. Тютчева. Москва. 1886. - Стихотворения Николая Михайловича Языкова. Москва. 1887. - Стихотворения Алексея Степановича Хомякова. Москва. 1888: (Издания Русского Архива). С. 82-83.

Памятуя о том, что речь идет об одном из ранних литературно-критических опытов Анненского, нужно особо отметить, что упомянутые в перепечатанном тексте произведения Тютчева в значительной мере повторены и в проектированном Анненским курсе новейшей русской литературы, датированном 1903 г. (см.: УКР II. С. 302-303, см. ниже).

А.И. Червяков //  УКР IV. С. 19-21.



И. Рехберг.
Портрет Ф. И. Тютчева. 1838 г.


Ф.И. Тютчев. 1867 г.
Фотография С. Левицкого

 


Анненский неоднократно упоминал Тютчева в своих служебных рецензиях, подразумевая его "глубоко национальную ширь и иногда даже метафизичность лирических мотивов ... (вслед за Лермонтовым)" (УКР II. С. 301). Например, давая высокую оценку в целом хрестоматии В. Стоюнина (1896), он тем не менее снова, как и в рецензии 1889 г., обращает внимание:

Почему отброшен также последний куплет "Весенней грозы" Тютчева (с. 13)?

Классная русская хрестоматия для младших классов средне-учебных заведений. Составленная Владимиром Стоюниным. Издание третье, перепечатанное без перемен со второго издания, одобренного Ученым Комитетом М. Н. Пр. С.-Пб. 1893 // УКР I. С. 71.

И в положительной рецензии хрестоматии А. Радонежского:

Из поэтов менее всего посчастливилось Тютчеву: этот глубокий и изящный лирик занял всего полстраницы (475), где перепечатаны три классических куплета его стихотворенья "Эти бедные селенья".

Очерки истории русской литературы. Применительно к программе военных училищ и других средних учебных заведений, по поручению Начальства Военно-Топографического училища, составил А. Радонежский. С.-Пб. 1899. // УКР I. С. 107.

Не проходит Анненский мимо имени Тютчева и в своей отрицательной рецензии:

Позволю себе еще привести примеры отношения г. Барсова к поэтическому языку (в разборе стихотворения "Весенние воды").
"Когда Тютчев сказал: "Еще в полях белеет снег", он чувствовал, что "осталось кое-что неприятное". Вместо того, чтобы сказать "чувствуется приближение радостного времени" он выразился "А воды уж весной шумят".

А. В. Барсов. 1) Живое слово для изучения родного языка. Практический курс I класса. Эривань. 1896. 2) Христоматия по курсу 1-го класса методики 'Живое слово'. Воронеж. 1897. 3) Живое слово для изучения родного языка. Курс II класса. Воронеж. 1892. // УКР I. С. 135-136.

Предложение Анненского об изучении творчества Тютчева в средней школе:

VI. Ф. И. Тютчев как представитель возвышенного лирического настроения (das Erhabene):"Не то, что мните вы, природа", "Сумерки", "Не остывшая от зною", "С поляны коршун поднялся", "Пошли, Господь, свою отраду", "Вешние воды", Весенняя гроза", "Есть в осени первоначальной", "Поэзия", "Эти бедные селенья".

Мнение по вопросу о выработке некоторых предположений в связи с расширением в наступающем же учебном году курса русской словесности в выпускных классах гимназий и реальных училищ // УКР II. С. 302-303.

Рецензируя в 1907 г. очерк Е. В. Петухова о Тютчеве, Анненский пишет:

Г. Петухов дает читателям сначала главу, посвященную жизни и характеристике личности Тютчева, а затем и обзор его литературной деятельности. Для первой, кроме известного труда Аксакова4, который появился в свет уже более 30 лет тому назад, г. Петухов воспользовался главным образом материалами В. Я. Брюсова5, а также первой книгой известного труда Барсукова6 о Погодине. С большой осторожностью касается проф. Петухов в биографическом очерке всех тех вопросов, связанных с жизнью Тютчева, которые остаются еще неосвещенными (напр<имер,> сношений Тютчева с Россией 1822-1844 г.7): оставаясь верным поставленной себе задаче, он допускает лишь обобщения, а не домыслы. Во второй главе г. Петухов тоже избегает говорить обо всем, что еще лишь намечено или высказано о поэзии Тютчева предположительно (напр<имер,> у Вл. Соловьева8).

Охарактеризована поэзия Тютчева у г. Петухова довольно коротко и, хотя выписки сделаны с большим толком9, но мне кажется, что Тютчев заслуживал бы, как поэт, несколько большего внимания: мистическая стихия его поэзии осталась у г. Петухова почти без освещения10. Жаль также, что, поместив в примечании на стр. 166 ряд неудачных выражений поэта11, почтенный автор статьи не противопоставил им ряда поэтических выражений, которые показывают нам, как глубоко чувствовал Тютчев силу и выразительность русской речи. В общем статья проф. Петухова может несомненно возбудить интерес к личности и поэзии Тютчева, и она написана с большой научной добросовестностью и знанием дела - это все, что я могу сказать о ней.

Но мне бы казалось, что вся довольно объемистая книга, изданная в Юрьеве, где наших воспитанников и воспитанниц может интересовать только эта статья, не должна попадать в список книг, на которые Министерство обращает особое внимание Педагогических Советов. Можно бы было, пожалуй, разве отметить в списке статью г. Петухова с указанием на то, где именно она напечатана.

Сборник женской гимназии А.С. Пушкина в г. Юрьеве. Т. I. Под редакцией председателя Педагогического Совета А. Н. Ясинского. Юрьев. 1906 // УКР IV. ? 161. С. 18-19.

Петухов Евгений Вячеславович (1863-1948) - историк литературы, славист, профессор Юрьевского университета, член-корр. ИАН (с 1916 г.). <...> Петухов отозвался о проекте гимназической программы истории и теории словесности, составленном комиссией УК под председательством Анненского (см.: К вопросу о расширении курса русской словесности в гимназиях // Указ. сборник. Паг. 2. С. 168-176. - А. И. Червяков //  УКР I. С. 144.

4 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - поэт, публицист, литературный критик, зять Тютчева (и его первый биограф). Речь идет о его книге 'Федор Иванович Тютчев' (Русский архив. 1874. ? 2. С. 6-406; 2-е изд.: Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886. 327 с.), главное внимание в которой уделялось характеристике личности и политических взглядов поэта.

5 Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - поэт, прозаик, литературный критик, историк литературы, публицист, один из самых влиятельнейших деятелей литературного процесса рубежа веков.
Петухов ссылается на следующие его публикации:

О собрании сочинений Ф. И. Тютчева // Русский архив, 1898. ? 10. С. 249-260;
Из писем Ф. И. Тютчева // Русский архив. 1898. ? 12. С. 555-568; 1899. ? 2. С. 269-280; ? 3. С. 505-520; ? 4. С. 648-658; ? 5. С. 92-105; ? 6. С. 271-286; ? 8. С. 584-606; ? 9. С. 150-169; ? 11. С. 423-436;
По поводу нового издания сочинений Ф. И. Тютчева // Русский архив. 1900. ? 3. С. 405-420;
Некрасов и Тютчев // Русский архив. 1900. ? 2. С. 312-315;
Письма Ф. И. Тютчева к П. Я. Чаадаеву // Русский архив. 1903. ? 11. С. 430-420;
Легенда о Ф. И. Тютчеве // Новый путь. 1903. ? 11. С. 16-30;
Ф. И. Тютчев: Летопись его жизни (за годы 1803-1844) // Русский архив. 1903. ? 11. С. 481-498; ? 12. С. 641-652.

Далее А. И. Червяковым приводится краткая характеристика темы "Анненский и Брюсов" и библиография: отзывов В. Я. Брюсова об Анненском, исследований по теме и освоения Анненским, Брюсовым и Сологубом античного сюжета о Лаодамии - см. прим. 1 к письму Анненского А. В. Бородиной от 14 июня 1902 г.

6 Речь идёт о первой книге (СПб., 1888) издания Барсукова "Жизнь и труды М.П. Погодина" (Кн. 1-22. СПб., 1888-1909).

7 Речь идёт о годах дипломатической службы Тютчева в Германии и Италии.

8 Речь идет, очевидно, об этапной, сыгравшей выдающуюся роль в новом прочтении поэтического наследия Тютчева статье Соловьева (см,: УКР II. С. 149-150) 'Поэзия Ф.И. Тютчева' (Вестник Европы. 1895. ? 4. С. 735-752), в которой он усматривал "внутренний смысл" поэтического мира Тютчева в "сознательном убеждении в действительной <...> одушевленности природы" и проникновении в "темный корень мирового бытия", "сознании хаоса - таинственной основы всякой жизни, - природной и человеческой, - основы, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества" (Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 110, 112, 113).

9 Характеристике поэзии Тютчева посвящены стр. 158-164, и в тексте статьи полностью или в отрывках помещены стихотворения 'Не то, что мните вы, природа...', 'Обвеян вещею дремотой...', 'В небе тают облака...', 'Полдень' ("Лениво дышит полдень мглистый..."), 'Дума за думой, волна за волной...", 'Тени сизые смесились...', 'Как над горячею золою...', 'Душа моя, Элизиум теней...', 'Silentium' ("Молчи, скрывайся и таи..."), 'Слезы людские, о слезы людские...', 'Я помню время золотое...', 'Предопределение' ("Любовь, любовь - гласит преданье..."), 'Эти бедные селенья...', 'Над этой темною толпой...', 'Умом Россию не понять...'.

10 Этот упрек Анненского связан, видимо, с его пониманием сущности поэтического таланта Тютчева. Ср. с начальными строками опубликованного в прим. 2 фрагмента рецензии (1889 г, см. выше).

11 Среди них Петухов приводит следующие строки из стихотворений конца 1820 - середины 1830-х годов: "утихло вкруг тебя молчанье" (из стихотворения 'Вчера, в мечтах обвороженных...'), "сквозь слез гляжу" (из стихотворения 'Сижу задумчив и один...'), "сверкает кровь сквозь зелени густой" (из стихотворения 'К N. N.' ("Ты любишь! Ты притворствовать умеешь...")), "вот арфа ее в обычайном углу" (из стихотворения 'Cache-cache'), - оговариваясь, что "ставить все это в вину Тютчеву - при отсутствии критически проверенного издания его сочинений - пока очень трудно" (С. 166).

Анненский о Тютчеве:

- упоминает в статье "Генрих Гейне и мы" (2)
- упоминает в статье "Бальмонт - лирик" (2)

По теме "Анненский и Тютчев" А. И. Червяков приводит "весьма неполный список трудов" (УКР II. С. 317-318):

Бобров Сергей. [Рец.] // Печать и революция. 1923. Кн. 3. Апрель - Май. С. 263. Рец. на кн.: Анненский И. Посмертные стихи / Под ред. Вал. Кривича. СПб., 1923;
Пумпянский Л. Поэзия Ф. И. Тютчева // Урания: Тютчевский альманах: 1803-1928 / Под ред. Е. П. Казанович. Л.: Прибой, 1928. С. 51;
Благой Д. Анненский И. Ф. // Литературная энциклопедия. М.: Изд. Коммунистической Академии, 1929. Т. 1. Стлб. 167;
Гудзий Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. 1930. Т. III. Кн. 2. С. 547;
Булич Вера. Алмазные слова: (Лирика Ин. Анненского): К 25-летию со дня смерти // Журнал содружества. Выборг. 1935. ? 6 (30). С. 7 PDF;
Винокуров Евг. Парадоксы Федора Тютчева: Субъективные заметки // Москва. 1970. ? 3. С. 205;
Зунделович Я. О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С. 10-13;
Петрова И. В. Анненский и Тютчев: (К вопросу о традициях) // Искусство слова: Сб. статей к 80-летию члена-корр. АН СССР Д. Д. Благого. М.: Наука, 1973. С. 277-287;
Черный К. М. Анненский и Тютчев // Вестник Московского университета: Серия X: Филология. 1973. ? 2. С. 10-22;
Орлов Вл. Перепутья: Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худож. лит-ра, 1976. С. 57-59;
Федоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Худож. лит-ра, 1984. С. 114-115, 231;
Козырев Б. М. Письма о Тютчеве / Прим. М. Л. Гаспарова и А. Е. Тарасова // Литературное наследство. М.: Наука, 1988. Т. 97: Федор Иванович Тютчев. Кн. 1. С. 80, 83, 119, 131;
Аникин А. Е. Ахматова и Анненский: Заметки к теме: Препринт. III. С. 13-14, 33; IV. С. 24, 27; VII. С. 5;
Gitin V. Y. Innokentij Annenskij and the Russian Poetry of the XIX century: Tjutchev and Baratynskij / Harvard University. Harvard, 1989;
Аникин А. Е. Анненский и Шевченко: (предварительные замечания): Препринт / РАН; Сибирское отд-е; Ин-т филологии. Новосибирск, 1997. С. 9-10, 12, 44;
Гитин В. Е. Два источника стихотворения И. Ф. Анненского "Тоска маятника' // Невельский сборник. СПб., 1997. Вып. 2. С. 101-114;
Кокотов А. Не только об Анненском // Постскриптум. 1998. ? 3. С. 249-259.

Можно добавить:

Аникин А.Е. Поэзия // Аникин А.Е. Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи. Москва, Языки славянской культуры, 2011. С. 423-425. PDF
Гинзбург Л.Я.
Вещный мир. глава книги
Гитин В. Е. 'Интенсивный метод' в поэзии Анненского. (Поэтика вариантов: два 'пушкинских' стихотворения в 'Тихих песнях').
Гитин В. Е. "Магдалина" Иннокентия Анненского. С. 153.
Ларин Б. А. О "Кипарисовом ларце".
Розанов И. Н.
Из статьи "Ритм эпох" [автограф] //
Литературная тетрадь Валентина Кривича. Составл., подготовка текста, вступ. статья и комм. З. Гимпелевич. СПб.: Серебряный век, 2011. С. 52 в репринте тетради.
Тарасова Е.И.
Тема дня, ночи и взаимоперехода в лирике И. Анненского: диалог с Ф. Тютчевым.

Черный К. М. Поэзия Иннокентия Анненского. АКД. М.: МГУ, 1973.
Шелогурова Г. Н. Мифологема 'белый камень' в поэтике Иннокентия Анненского
. PDF 3,2 MB тютчевский источник образа камня, а также сноска 15

 

 
Начало \ Именной указатель \ Тема "Анненский и Тютчев"

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М.А. Выграненко, 2005-2023
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования