42.
С балкона
Полюбила солнце апреля
Молодая и нежная ива.
Не прошла и Святая неделя,
Распустилась бледная ива
В жаркой ласке солнца апреля.
Но недвижны старые клены:
Их не греет солнце апреля,
Только иве дивятся зеленой,
Только шепчут под небом апреля
Обнаженные мшистые клены:
'Не на радость, о бледная ива,
Полюбила ты солнце апреля:
Безнадежно больное ревниво
И сожжет тебя солнце апреля,
Чтоб другим не досталась ты, ива'.
С. 75-76.
ТП. Автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ.
Автограф
в ИРЛИ (ПД). Ф. 411
(собрание В. А. Десницкого). Оп 1, ед. хр. 3.
"Пушкинский Дом: Рукописи онлайн"
Без кавычек и с правкой в
последней строфе.
В конце - многоточие.
Святая неделя - пасхальная неделя.
О балконе в заглавии
стихотворения речь наверное идет в письме
О. А.
Федотовой к Вс. А. Рождественскому от 28 марта 1969 г.:
"громадный балкон",
"балкон тянулся во весь этаж"
(поперек к ул. Малой).
Исследования и наблюдения:
Комиссарова А. А.
"Небесные светила в
поэзии И. Ф. Анненского".
PDF
Саевич И. Г.
Символика
небесных светил в лирике И. Анненского.
PDF
43.
Молот и искры
Молот жизни, на плечах мне камни дробя,
Так мучительно груб и тяжел,
А ведь, кажется, месяц еще не прошел,
Что я сказками тешил себя...
Те, скажи мне, завянуть успели ль цветы,
Что уста целовали, любя,
Или, их обогнав, улетели мечты,
Те цветы... Я не знаю: тебя
Я люблю или нет... Не горит ореол
И горит - это ты и не ты,
Молот жизни мучительно, адски тяжел,
И ни искры под ним... красоты...
А ведь, кажется, месяц еще не прошел. 1901
С. 76.
ТП. Автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ.
Исследования и наблюдения:
Аникин А.Е. Молот и искры // Аникин А.Е.
Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи.
Москва,
Языки славянской культуры, 2011. С. 422.
PDF
Налегач Н. В.
Образы цветов в поэтическом
мире И. Ф. Анненского.
PDF
44.
Тоска возврата
Уже лазурь златить устала
Цветные вырезки стекла,
Уж буря светлая хорала
Под темным сводом замерла;
Немые тени вереницей
Идут чрез северный портал,
Но ангел Ночи бледнолицый
Еще кафизмы не читал...
В луче прощальном, запыленном
Своим грехом неотмоленным
Томится День пережитой,
Как серафим у Боттичелли,
Рассыпав локон золотой...
На гриф умолкшей виолончели.
С. 76-77.
ТП. Два автографа в ЦГАЛИ, один без загл. и с вар.:
1-4:
На стёкла радужные храма Завеса жёлтая легла, И недоигранная гамма Под тёмным сводом замерла.
9-11:
И там за
розовой чертою Томим несбывшейся мечтою, Всё медлит день пережитой.
Другой, черновой, под загл.
'Ностальгия', с зачеркнутым фр. загл. 'Nostalgie', с вар.
Кафизмы - раздел Псалтыри, читаемый на вечернем богослужении.
Боттичелли Сандро (1444-1510) - великий итальянский живописец.
А. Блоком
стихотворение названо "прозрачным" и полностью приведено в его
рецензии.
Наблюдения и исследования:
Булавкин К. В.
Роль живописи
итальянского Возрождения в формировании эстетических
взглядов И. Анненского
PDF
Ефимов И. О рецензии А. Блока на 'Тихие песни' И. Анненского.
PDF
// Материалы 2015
Останкович А.В.
Гармоническая структура
русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. М.: 2009.
Подворная А. В.
"Как серафим у
Боттичелли" (Квазиэкфрасис в стихотворении И. Анненского "Тоска
возврата").
Подворная А. В.
Живописный экфрасис в лирике И. Анненского.
PDF
Ромащенко С. А.
Примечания
PDF // Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К.
Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. /
Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А.
В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая
кафедра", 2020. С. 338.
Чтение:
Николай Кружков.
https://youtu.be/T3rXh5oXLUI 2012.
Музыка В.
Люговской, см. раздел
"И. Ф. Анненский и музыка".
46.
"Мухи как мысли"
(памяти Апухтина)
Я устал от бессонниц и снов,
На глаза мои пряди нависли:
Я хотел бы отравой стихов
Одурманить несносные мысли.
Я хотел бы распутать узлы...
Неужели там только ошибки?
Поздней осенью мухи так злы,
Их холодные крылья так липки.
Мухи-мысли ползут, как во сне,
Вот бумагу покрыли, чернея...
О, как, мертвые, гадки оне...
Разорви их, сожги их скорее.
С. 79.
ТП.
Два автографа, один без загл., с эпиграфом:
'Черные мухи как мысли. Апухтин', с вар., другой, беловой, с загл., с тем же эпиграфом, с вар., в ЦГАЛИ.
Загл. - сокращенная цитата из стихотворения
А.Н. Апухтина (1840-1893), начинающегося строкой:
'Мухи, как черные мысли, весь день не дают мне покоя'.
А. Е. Аникин усматривает
обращение к стихам Апухтина в стихотворении
"Падение лилий".
Переводы:
Nilo Pucci (ит.)
Наблюдения и исследования:
Гитин В. Е.
Два
источника стихотворения И. Ф. Анненского 'Тоска маятника'.
Лекманов О. А.
Книга об
акмеизме. С. 34-35.
Ромащенко С. А.
Примечания
PDF // Н. А. Некрасов. Последние песни. К. К.
Случевский. Песни из 'Уголка'. И. Ф. Анненский. Тихие песни. /
Подгот. текста М. В. Праско, вступ. ст. С. А. Ромащенко, А.
В. Паутовой; примеч. С. А. Ромащенко. Новосибирск: "Открытая
кафедра", 2020. С. 339-340.
|
47.
Под зелёным абажуром
Короли, и валеты, и тройки!
Вы так ласково тешите ум:
От уверенно-зыбкой постройки
До тоскливо замедленных дум
Вы так ласково тешите ум,
Короли, и валеты, и тройки!
В вашей смене, дразнящей сердца,
В вашем быстро мелькающем крапе
Счастье дочери, имя отца,
Слово чести, поставленной на-пе,
В вашем быстро мелькающем крапе,
В вашей смене, дразнящей сердца...
Золотые сулили вы дали
За узором двойных королей,
Когда вами невестам гадали
Там, в глуши, за снегами полей,
За узором двойных королей
Золотые сулили вы дали...
А теперь, из потемок на свет
Безнадежно ложася рядами,
Равнодушное да или нет
Повторять суждено вам годами,
Безнадежно ложася рядами
Из зеленых потемок на свет.
С. 79-80.
ТП.
Автограф в ГПБ, под загл. 'Пасьянс под зеленым абажуром', с зачеркнутыми загл.: 'Колода карт', 'Вечером'.
На-пе - термин карточной игры, означающий удвоение ставки.
Наблюдения и исследования:
Петрова Г. В.
Творчество
Иннокентия Анненского.
PDF
(Глава 1, часть 2. 'Муки
мысли': проблема страдающего сознания в эстетике и творчестве
Анненского (драматургия и 'Тихие песни')).
На текст стихотворения
написал песню Д. Ф. Тухманов, см. раздел
"И. Ф. Анненский и музыка".
48.
Третий мучительный сонет
Строфы Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они - минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне. Но всё мне дорого - туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне. Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя; Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
С. 80-81.
ТП. Автограф в ГПБ.
Наблюдения и исследования:
Булавкин К. В.
'Разорванный' цикл 'мучительных сонетов' И. Анненского.
PDF
Гитин В. Е.
"Интенсивный
метод" в поэзии Анненского
(Поэтика
вариантов: два "пушкинских" стихотворения в "Тихих песнях").
Останкович А. В.
Художественная
роль повтора в гармонии сонета.
PDF
Останкович А.В.
Гармоническая структура
русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. М.: 2009.
(4.4, Прил. В)
Смирнова Л. А.
Разнообразие
художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века
фрагмент
PDF
//
Михайлов О.Н.,
Шайтанов И.О.,
Чалмаев В.А.
и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для
общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред.
Журавлёва В.П.
М.: Просвещение, 2004. С.
136.
49.
Второй фортепьянный сонет
Над ризой белою, как уголь волоса,
Рядами стройными невольницы плясали,
Без слов кристальные сливались голоса,
И кастаньетами их пальцы потрясали...
Горели синие над ними небеса,
И осы жадные плясуний донимали,
Но слез не выжали им муки из эмали,
Неопалимою сияла их краса.
На страсти, на призыв, на трепет вдохновенья
Браслетов золотых звучали мерно звенья,
Но, непонятною не трогаясь мольбой,
Своим властителям лишь улыбались девы,
И с пляской чуткою, под чашей голубой,
Их равнодушные сливалися напевы.
С. 82.
ТП. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ.
Наблюдения и исследования:
Гаспаров М. Л.
Очерки истории русского стиха.
Останкович А. В.
Гармоническая
структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века.
ДД. (4.3)
Петрова Г. В. "К
некоторым проблемам поэтики И. Ф.
Анненского".
Петрова Г. В.
Творчество
Иннокентия Анненского.
PDF
(Глава 1, часть 2. 'Муки
мысли': проблема страдающего сознания в эстетике и творчестве
Анненского (драматургия и 'Тихие песни')).
Петрова Г. В.
И. Ф. Анненский: 'Проблема
Ницше'
PDF
Панова Л. Г.
Анненский-петраркист: "Дальние руки".
PDF
Чтение:
В. Гвоздицкий.
Страницы русской поэзии
XVIII-XX в.в. И. Ф. Анненский
И. А. Бунин (подписное издание).
Составитель
Р. Д.
Тименчик.
© "Мелодия", 1983.
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1982 г.
|