Начало \ Именной указатель \ Анненский и Блок

Сокращения

Обновление: 20.09.2024


АННЕНСКИЙ и БЛОК

Александр Александрович Блок (16/28.11.1880 - 07.08.1921) - поэт и драматург, крупнейший представитель русской литературы начала XX века. Начинал поэтическую деятельность в кругу символизма, став одной из ведущих его фигур. Но дальнейшее творчество возвысило Блока над течениями и группировками, поставив в один ряд с классиками отечественной поэзии.


 

 

 

 

Фото, апрель 1906
Фронтиспис [3]
Фото, 1907
[2]
Фото Д. С. Здобнова, 1908
Фронтиспис [4]
Фото И. Д. Менделеева
Шахматово, осень 1909 [1]
Фото С. М. Алянского
Лето, 1919 [2]


Снимки в верхнем ряду относятся ко времени литературной деятельности И. Ф. Анненского, когда поэты узнали друг о друге и познакомились. На домашней фотографии справа А. Блок с женой Л. Д. Менделеевой на балконе квартиры ? 21 в доме на углу Офицерской (сейчас ул. Декабристов) и набережной р. Пряжки. Под этой квартирой на втором этаже находилась квартира, в которой проживала семья Анненских, см. о ней
страницу памятных мест Петербурга.

Ниже - портрет работы К. Сомова, который является источником стихотворения "К портрету А. А. Блока". К этому портрету сам Блок относился, кстати, отрицательно (см. в кн.: Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. С. 159, сноска 1). Интересны рисунки О. Д. Форш, которая жила в Царском Селе в 10-е годы и работала учителем рисования в детском саду, была знакома с семьёй Анненских. Одному из них источником, видимо, послужила известная фотография М. Наппельбаума (25 апреля 1921 г.). Увидеть  А. Блока в собрании можно также на двух групповых снимках вместе с Г. Чулковым, Ф. Сологубом и Конст. Эрбергом.

См. монографический сайт А.А. Блока в Российской Литературной Сети: http://www.blokalex.net.ru/
См. также сайт
Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника А. Блока

 
Посмотреть крупнее
Портрет работы К. А. Сомова.
Апрель, 1907. ГТГ.
Рисунок пером О. Д. Форш.
1920-е гг. [5]
Рисунок пером О. Д. Форш.
1920-е гг. [5]
Место первого захоронения А. А. Блока на василеостровском Смоленском кладбище (СПб)
Фото составителя, 2009 г.

Анненский и Блок в письмах.

Анненский дважды с раздражением упоминает Блока в письме Т. А. Богданович от 6 февраля 1909 г. Раздражение, однако, в большей мере относится к собраниям, на которых Блок бывал без особого энтузиазма, о чём Анненский не знал.

Анненский пишет о Блоке в статье "О современном лиризме" (раздел "ОНИ") и анализирует его стихотворения "Пётр" и "Незнакомка". Также краткая характеристика Блока содержится во второй части этой статьи "ОНЕ".

Блок откликнулся на статью К. И. Чуковского "О короткомыслии" (см. прим. к статье), в которой критикуются за раздробленность и "произвольность... тем и сюжетов" сборники статей "Силуэты русских писателей" Ю. И. Айхенвальда и "Книги отражений" И. Ф. Анненского .

Блок отметил появление 1-го тома "Театра Еврипида" (Литературные итоги 1907 года. "Золотое руно", 1907, ?11-12):

"... именно последние годы (и особенно - нынешний) дали нам более или менее обстоятельно проверенные и изданные собрания сочинений <...>; и ещё более иностранных: <...> Еврипид (в переводах И. Ф. Анненского - вышел первый том)..."

Александр Блок. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5., М.-Л., ГИХЛ, 1962, с. 218.

Блок упоминает Анненского в дневниках:

Дневник 1911 года, 3 декабря

<...>
Вечером
- заседание Общества ревнителей художественного слова. Я - председатель, что незаметно ни для кого, кроме меня <...>. Сначала несколько слов об И. Анненском (опять некрология)*...

* 30 ноября умер Н. Н. Бекетов - "дядя Николай", младший брат деда Блока, последний из рода Бекетовых.

Александр Блок. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 7., М.-Л., ГИХЛ, 1963, с. 99.

Дневник 1912 года, 18 июня (указывает А.С. Кушнер в статье "О некоторых истоках поэзии И. Анненского")

А.А. Блок приводит три строфы из стихотворения 'Дальние руки' и говорит:

"...вдруг почувствовал, как глаза заблестели и затуманились от этих слов."

Дневник 1921 года, 18 июня

Что я собирал в своих "архивах" (и не храню больше - сейчас предаю огню):
<...>
1909. <...> Смерть отца и И. Анненского.

Александр Блок. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 7., М.-Л., ГИХЛ, 1963, с. 421.

Блок в стихотворении 'Пусть я и жил не любя...' (1915) цитирует Анненского в строке 'О, эти дальние руки!', как сообщает А. С. Кушнер в статье "О некоторых истоках поэзии И. Анненского". Может, потому и отчёркнуто заглавие стихотворения "Дальние руки" в экземпляре "Кипарисового ларца", подаренного Блоку В. И. Кривичем? (см. об этом: Письма Валентина Кривича к Блоку / Предисловие, публикация и комментарии Р. Д. Тименчика // Литературное наследство, т. 92, кн. 2, 1981. С. 315-323. [6] PDF).
См. об этом интертекстуальном сюжете подробнее:
Вяч. Вс. Иванов. Об Анненском.
На конференции 2015 г. Н. Ю. Грякалова также сообщила о "единственной помете" Блока в книге "Кипарисовый ларец" из его библиотеки (ПД).

Исследования и наблюдения темы:

Адамович Г. В. статьи: "Памяти Ин. Ф. Анненского", "Наследие Блока", "Поэзия в эмиграции"
Аникин А. Е. "Незнакомка" А. Блока и "Баллада" И. Анненского.
Аникин А. Е. Чудо смерти и чудо музыки: (О возможных истоках и параллелях некоторых мотивов поэзии Ахматовой).
Аникин А.Е. 'Мифотворцу - на башню': Опыт сопоставления цикла с другими текстами Анненского // Аникин А.Е. Иннокентий Анненский и его отражения. Материалы. Статьи. Москва, Языки славянской культуры, 2011. С. 294-296. PDF 3,8 KB
Барзах А. Е.
"Рокот фортепьянный" (Мандельштам и Анненский)

Боровская А. А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века. фрагменты монографии
Будин П.-А.
'Звездная пустыня' и 'черная яма'. Некоторые наблюдения над стихотворением Иннокентия Анненского 'Вербная неделя'.
С. 100. PDF
Долгополов Л. К.
Поэзия русского символизма.
Вяч. Вс. Иванов
. Об Анненском
.
Кадимов Р. Г.
Тема раздвоенного сознания в поэзии Блока и Анненского.
PDF
Колобаева Л. А.
А. Блок и И. Анненский: мотив двойничества
PDF
Корецкая И. В.
Символизм. С. 711
-712.
Кушнер А. С.
"О некоторых истоках поэзии И. Анненского"

Максимов Д. Е. "Поэзия и проза Ал. Блока" монография
Насруллаев Р. Г. Об одном диалоге в русской поэзии начала XX века ('Двойник' А. Блока и И. Анненского). PDF 2,5 MB
Некрасова Е. А.
А. Фет, И. Анненский: Типологический аспект описания. (отдельная часть Главы 2 по теме)
Орлов В. Н.
Поэт и город. фрагмент книги
Поливанов А. <Анализ стихотворения "Петербург">
Подворная А. В
.
Особенности поэтической онтологии И. Анненского. АКД. PDF
Подворная А.В. Анненский: между классикой и модернизмом: учебное пособие. С. 52-62. PDF 3,5 MB
Тименчик Р. Д. Письма Валентина Кривича к Блоку / Предисловие, публикация и комментарии Р. Д. Тименчика // Литературное наследство, т. 92, кн. 2, 1981. С. 315-323. [6] PDF
Фёдоров А. В. "Ал. Блок - драматург" монография
Цыбин В. Д. Судьба и поэзия Иннокентия Анненского.
Червяков А. И. [Коммент.] // УКР I, с.114-115.
Шелогурова Г. Н. Мифологема 'белый камень' в поэтике Иннокентия Анненского
. PDF 3,2 MB


16 ноября 2020: К 140-летию Блока
ЗДЕСЬ и ТАМ у Анненского и Блока, 28.02.2019

"Записки составителя": О первой педагогической статье, 2023

НИК. Т-О. ТИХИЕ ПЕСНИ 
С приложением сборника стихотворных переводов "Парнасцы и проклятые". С.-Пб.

Источник текста: Александр Блок. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т. 5. М-Л., ГИХЛ, 1962. С. 619-621, 781.
Подготовка текста и примечания Д. Е. Максимова, Г. А. Шабельской.

Большая часть стихов г. Ник. Т-о носит на себе печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья, несмотря на наивное безвкусие некоторых строк и декаденские излишества, которые этот поэт себе позволяет. Легко и совсем пропустить эту книгу, по безобразной внешности её, по корявости строк, выпадающих при беглом просмотре, по невзрачному эпиграфу и сомнительному псевдониму. Но, вдруг заинтересовавшись как-то, прочтёшь, - и становится хорошо, и не веришь, что прочтённое писал г. Никто (см. стр. 3)1. Совсем новое, опять незнакомое чувство, как бывает при неожиданной встрече.

Новизна впечатления вот в чем: чувствуется человеческая душа, убитая непосильной тоской, дикая, одинокая и скрытая. Эта скрытность питается даже какой-то инстинктивной хитростью - душа как бы прячет себя от себя самой, переживает свои чистые ощущения в угаре декаденских форм.

Это декаденство и засоряет сразу глаза пылью "эмалевых минут" и "черных зал". Но обманчивая приторность таких слов нисколько не старит юную музу г. Ник. Т-о.

Совершенной новизной символов радуют стихотворение: "У гроба", "Двойник", "Июль", "С четырёх сторон чаши", "Опять в дороге", "Далеко: далеко:", "Под зелённым абажуром". Хороши стихи тютчевского духа ("Листы" или сонет "Июль"). Совсем своеструнны осенние песни ("Сентябрь", "В дороге"). Привожу целиком прозрачное стихотворение "Тоска возврата":

Уже лазурь златить устала
Цветные вырезки стекла,
Уж буря светлая хорала 
Под темным сводом замерла;
Немые тени вереницей
Идут чрез северный портал, 
Но ангел Ночи бледнолицый
Ещё кафизмы не читал:
В луче прощальном, запылённом,
Своим грехом не отмоленным 
Томится День пережитой,
Как серафиму Боттичелли,
Рассыпав локон золотой 
На гриф умолкшей виолончели.

Переводы Ник. Т-о составляют целую небольшую хрестоматию преимущественно французских поэтов. Следует отметить способность переводчика вселяться в душу разнообразных переживаний, - но рядом с этим бледность иных переводов (например, бодлэровского "Spleen" ("Quand le ciel bas et lourd:")* или верлэновского - "Colloque sentimental").** Впрочем - последнее не всегда. Разнообразен и умён также выбор поэтов и стихов - рядом с гейневским "Двойником", переданным сильно, - легкий, играющий стиль Горация и смешное стихотворение "Сушеная селедка" (из Ш. Кро).

Хочется, чтобы открылось лицо поэта, которое он как будто от себя хоронит, - и не под наивным псевдонимом, а под более тяжкой маской, заставившей его затеряться среди сотни книг, изданных так же безвкусно и в таком же тумане безвременья. Нет ли в этой скромной затерянности чересчур болезненного надрыва?

февраль 1906

* "Сплин" ("Когда небо низко и тяжело...") (фр.)
** "Чувствительная беседа" (фр.)


Впервые
- "Слово", 1906, 6 марта, "Литературное приложение", ? 5.
С. Городецкий в статье "Некоторые течения в современной русской поэзии" ("Аполлон", 1913, 1, с. 47) упрекал символистов за то, что они "проглядели" И. Анненского - "одного из благороднейших своих деятелей". На полях этой статьи Блок сделал следующую заметку: "Анненский, ещё никому не известный и писавший под псевдонимом "Никто", был отмечен Брюсовым в "Весах" и мной в газете "Слово" в 1906 году" (см. "Учёные записки Ивановского гос. пед. института", т. XII, Филологические науки, вып. 3, 1957, с. 125). См. также письмо Блока к И.Ф. Анненскому от 14 марта 1906 г.

Об истории публикации этой рецензии и реакции Анненского см.: Письма Валентина Кривича к Блоку / Предисловие, публикация и комментарии Р. Д. Тименчика // Литературное наследство, т. 92, кн. 2, 1981. С. 315-323 [6]. PDF

О рецензии см. доклад И. С. Ефимова (Великий Новгород) на конференции 2015 г.:
Ефимов И. О рецензии А. Блока на 'Тихие песни' И. Анненского. PDF
// Материалы 2015; Русские поэты XX века: материалы и исследования: Иннокентий Анненский (1855
-1909) / Отв. ред. Г. В. Петрова. М.: "Азбуковник", 2022. 565-577. Цифровая копия

1 На стр. 3 сборника "Тихие песни" помещён эпиграф, подписанный: "Никто" (не "Ник. Т-о"):

Из заветного фиала
В эти песни пролита,
Но, увы! не красота...
Только мука идеала.

ИСТОЧНИКИ

1. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", 1965.
2. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М., "Правда", 1990.
3. Александр Блок. Собр. соч. в 8 томах, т. 2. М-Л., ГИХЛ, 1960.
4. Александр Блок. Собр. соч. в 8 томах, т. 5. М-Л., ГИХЛ, 1962.
5. Тамарченко А.В. Ольга Форш. Жизнь, личность, творчество. Изд. 2-е, доп. Л., "Сов. писатель", 1974.
6. Сайт ИМЛИ РАН: http://www.old.imli.ru/structure/litnasled/soder92-2.php

 


 

Начало \ Именной указатель \ Анненский и Блок

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru