![]() |
|
Начало \ Написано \ Я. Г. Гуревич | |
Открытие: 30.11.2018 |
Обновление: 15.04.2025 |
* Полякова Е. И. [Вступ. очерк к публикации: Любовь Гуревич. Из воспоминаний о Блоке] // Литературное наследство. М., 1982. Т. 92: Александр Блок: Новые материалы и исследования. Кн 3. С. 839. Я. Г. Гуревич - активный организатор Литературного фонда (официальное название - "Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым", 1859-1922), многолетний его казначей. Поэтому он хорошо был знаком с Н. Ф. Анненским, принявшим у него обязанности казначея в 1897 г. (см. прим. 3 к воспоминаниям С. А. Богданович "Владимир Галактионович Короленко в семье Анненских-Богданович"). Я. Г. Гуревич также состоял в ряде других обществ и благотворительных учреждений.
В архиве Ф. Ф. Фидлера, сослуживца Анненского по гимназии Гуревича, сохранилась связанная с празднованием юбилея Фидлера телеграмма, датированная 1903 г.*:
РГАЛИ. Ф. 518. Оп. 1. ? 24. Л. 1. Другими документальными свидетельствами о частной и деловой переписке Анненского с Гуревичем не располагаю, хотя, очевидно, она была достаточно обширной: с 1890 г. по 1906 г. Гуревич редактировал журнал 'Русская школа', в котором Анненский довольно активно публиковался (по воспоминаниям Варнеке, "у людей, далеких его сердцу, он <Анненский. - А. Ч.> не любил печататься" (ЖМНП, нс. 1910. Ч. XXVI. Март. Паг. 4. С. 43)), начиная с первого номера за 1890 г. по 1902 г. (подробнее о публикациях Анненского в 'Русской школе' см.: Библиография), и в числе сотрудников которого его имя было обозначено на обложке журнала вплоть до смерти Гуревича (последний раз Анненский был поименован в числе "принимающих участие" в журнале в ? 9 за 1906 г.). С годами, впрочем, его отношения с Гуревичем, влиятельным деятелем народного образования, которого неоднократно привлекали к участию в работе во всевозможных министерских комиссиях (как 'Приложение 1' в настоящем выпуске публикуется, например, доклад образованной при Ученом Комитете комиссии под председательством Анненского, в состав которой входил и Гуревич, по вопросу о преподавании русского языка в VI классе гимназий в 1904-1905 учебном году), приобретали все более и более полемический характер, что было обусловлено в значительной мере различиями в их общепедагогических воззрениях, которые вполне четко проявились в диаметрально противоположных позициях, занятых ими по поводу реформы средней школы. См. подробнее: Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе / М<инистерство> Н<ародного> П<росвещения>. СПб., 1900. Вып. I. С. 145-146, 149-150, 292-294; Вып. IV. С. 88-90, 97-101, 344-347; Вып. VII. Паг. 1. С. 201-208; Паг. 2. С. 29-32; Вып. VIII. С. 60-61, 68-71, 80; Гуревич Я. Комиссия по преобразованию средней школы и результаты ее занятий // РШ. 1901. ? 5-6. Паг. 1. С. 274-289; Журнал Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, [1904]. С. 11-12, 63. Червяков А. И. // УКР III. С. 99-100. * По сообщению А. И. Червякова: Под юбилеем имеется в виду 25-летие выхода в свет первой книги Ф. Ф. Фидлера - переводов русской поэзии на немецкий язык (1878). Празднование состоялось 21 декабря 1903 г. Архивный фонд гимназии Бычкова - Гуревича (ЦГИА СПБ, ф. 171) впервые изучен и описан А. В. Орловым, в котором выделено <Личное дело преподавателя древних языков С-Петербургской гимназии Ф. Ф. Бычкова (с 1883 года - гимназия Я. Г. Гуревича) Иннокентия Анненского>. См.: Орлов. С. 67-68.
Анненский опубликовал в журнале "Русская школа" (1890-1917): Образовательное значение родного языка. // РШ. 1890. ? 1. Январь. С. 21-44. [487]
Отчет о заседаниях
общепедагогического отдела учебно-воспитательного комитета
Педагогического музея военно-учебных заведений
// РШ. 1890. ? 1. Январь. С. 151-151. Подпись:
И. А. [488]
О
формах фантастического у Гоголя
(Речь,
читанная на годичном акте гимназии
Гуревича 15 сентября 1890 г.) Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // РШ. 1891. ? 12. С. 73-83. [493]
Гончаров и его Обломов
Языки в средней школе
(Педагогические письма: Первое письмо)
К вопросу об эстетическом элементе в
образовании
(Педагогические письма: Второе письмо)
Письменные работы и устное преподавание (Педагогические письма:
Третье письмо)
А. Н. Майков и педагогическое значение его
поэзии
Рецензия на кн.: Граф
Павел Капнист.
Классицизм, как необходимая основа гимназического образования. Вып.
II. Исторический очерк развития среднего
образования в Германии. М. 1900 г.
Рецензия на кн.:
Эмиль Эггер, член
Парижского института. История книги от ее появления до наших времен. Спб.
1900 г.
Художественный
идеализм Гоголя
(Речь, произнесённая 21 февраля 1902 г.)
Отзыв о поименованных сочинениях П. И.
Житецкого в их совокупности
|
|
Начало \ Написано \ Я. Г. Гуревич |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2025
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com