|
|
Начало \ Написано \ Н. Т. Ашимбаева, доклады на конференциях 2005, 2009 |
Открытие: 20.01.2012 |
Обновление:12.06.2024 |
Н. Т. Ашимбаева
Особенности цветовой палитры и семантика
белого цвета в лирике Анненского.
|
|
О поэзии Анненского часто говорят как о поэзии 'сумеречной'. Сравнивают его с Чеховым и отмечают такие общие свойства миров двух художников как сумеречность, тоска, безысходность. В. Ходасевич в своем знаменитом эссе об Анненском выделил мотив ужаса перед смертью как основной. Такая тематика вполне естественно ассоциируется с серым цветом и тусклыми красами. Между тем, поэтический мир Анненского насыщен богатой цветовой символикой: розовые, жемчужные, пурпуровые, багровые, золотые, матовые, черные, желтые цвета, имеющие множество оттенков, расцвечивают его стихи. Лирика Анненского живописна, и этой живописностью, красочностью, зримостью созданных им образов он поэт своего времени. Не случайно в статье 'Бальмонт-лирик' Анненский подчеркивал свободу в использовании стилистических возможностей русского языка и выразительность образов в поэзии Бальмонта. Эти качества присущи и его собственной лирике, хотя в литературе об Анненском живописность его поэтического мира не акцентирована. Причина в том, что цвет в лирике Анненского не только средство для создания яркого зрительного образа. Прежде всего, он несет психологическую нагрузку, служит для передачи внутреннего состояния или некоего способа восприятия мира в его экзистенциальной сущности. Особенно наглядно это видно, если сравнить природоописательные стихи, например, Аполлона Майкова и Анненского. В статье 'Майков и педагогическое значение его поэзии' Анненский воздал должное Майкову-пейзажисту, воплотившему в своей лирике прекрасные и гармоничные картины природы: '... У него были вкусы и склонности живописца и отчасти идиллика', - писал Анненский о Майкове1. Как раз в статье о Майкове Анненский показал, какое значение он придает красочной стороне поэзии. У Майкова-живописца, 'мастера красок' он отмечает 'несколько красивых сочетаний' (КО, с. 275-276) - экзотичность некоторых из них была несомненно привлекательна для Анненского и отозвалась в его поэзии. Однако был здесь и почти укор поэту-классику: '...Майков был слишком пластичен, слишком отчетлив и чужд символизма для передачи смутных эмоций музыки' (КО, с. 277). Анненский использовал цвета не в раздельности майковской палитры, а в сложном соединении оттенков, как бы корректируемых 'нецветовыми' определениями, относящимися к описанию душевных состояний. 1 Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 274. Далее ссылки на это издание в тексте: (КО, с:.). Вот пример поэтической живописи Анненского:
Раззолоченные, но чахлые сады
И желтый
шелк ковров, и грубые следы,
Как тускло
пурпурное пламя,
Одна утеха,
что местами Можно заметить, что насыщенная цветовая гамма лирики Анненского воспринимается более приглушенно, чем это могло бы быть благодаря этим алым, пурпурным, желтым и серебряным краскам. Эти цвета 'смешиваются' с определениями психологического характера, которые как бы 'гасят' чистый цвет: 'пурпурное пламя' у Анненского - 'тускло', 'желтые утра' - 'мертвы', сады 'раззолоченные', но 'чахлые'. В сущности богатство цветовой палитры у Анненского порой не меньшее, чем у Майкова или у такого мастера цветовых оттенков и "переливов", как Бальмонт. Но именно в силу того, что оно отражает многообразие душевных состояний, их причудливых переходов из одного в другое, а также принципиально иное мировоззрение, то проявляются и иные значения цветов, через посредство которых находит выражение мир души. В лирике Анненского цвет (пурпурный, желтый, серебристый, черный и др.) имеет сложную и подчас противоречивую семантику. Во многих стихотворениях переплетение цветовых компонентов с описаниями мгновенных душевных впечатлений и состояний соединены так причудливо и сложно, что перевод этих значений на язык рациональных истолкований затруднителен и даже неуместен, так как грозит разрушением этой тонкой вязи.
Так нежно
небо зацвело,
К нему
прильнув из полутьмы,
И разлучить
не можешь глаз
Над миром,
что, златим огнем,
Что
безвозвратно синева, При анализе цветовой палитры лирики Анненского стоит стремиться не к полному описанию значения того или иного цвета в его стихах, а к тому, чтобы лишь наметить определенный комплекс смысловых линий, определить какую-то существенную доминанту значения. Обратившись к 'Частотному словарю лирики Анненского' У. В. Новиковой2, можно наглядно видеть обилие цветовых эпитетов в его стихах и соотнести частоту их употребления. Наиболее часто повторяются голубой (18), бледный (21), желтый (25), златой (6), золотой (16), красный (6), лиловый (7), розовый (25). Экзотические и сложные цветовые эпитеты встречаются однократно или двукратно: злачено-белый (1), линяло-зеленый (1), серебристо-желтый (1) серебристо-светлый (1) и др. Однако больше и чаще всего среди прилагательных, обозначающих цвет, встречаются белый (54) и черный ( 52). Такая частота употребления этих цветовых эпитетов указывает на их особую значимость и контрастное соположение в лирике Анненского. 2 Новикова У. В. Частотный словарь лексики лирики Анненского. Краснодар, 2006. Белый цвет - многосоставный в собственно физическом смысле, достаточно сложно проявляется и в лирике Анненского и связан с символом белизны, имеющим отношение к глубинам его творческого мира. Рассмотрим несколько сюжетных ситуаций или художественных образов, которым сопутствует белый цвет. В этот круг входят стихотворения, посвященные таким цветам, как лилии и хризантемы. Стихи о лилиях ('Второй мучительный сонет', 'Зимние лилии', 'Падение лилий', 'Еще лилии') по преимуществу ночные, в них также присутствует сложная цветовая гамма, но в конце концов доминируют черные и белые цвета, поддерживающие оппозиции: ночь/день, сон/пробуждение, мечта/реальность. Белый цвет оказывается цветом утоляющим, примиряющим и побеждающим смерть, но сам он надмирен, принадлежит какой-то "другой" реальности:
Когда под
черными крылами Белизна лилий стойко связывается с образом чистоты и вечности и выражает одно из главных значений белого цвета в лирике Анненского:
О счастье
уста не молили,
И, взоры
померкшие нежа, Семантика белого цвета имеет свои различия для лилий и хризантем - последние связываются у Анненского с образом смерти (стихотворения "Хризантема", "Перед панихидой"). Хризантемы и лилии символизируют две ипостаси, два полюса значений белого цвета у Анненского, соответствующие двум полюсам инобытия: мистика и реальность смерти с ее похоронной атрибутикой, с одной стороны, и призрачность, влекущая эфемерность, красота какого-то иного, запредельного идеального мира - с другой. Два полюса значений белого цвета соответствуют особенностям мировоззрения Анненского с его остротой переживания несоединимости двух сфер бытия:
Дыханье дав
моим устам, Белый цвет у Анненского связан с изображением античных образов, статуй, скульптур (стихотворения "Там", "Трактир жизни" - сборник "Тихие песни"; "Я на дне", "Pace" - из "Трилистника в парке" - сборник "Кипарисовый ларец"). В этой группе стихотворений есть также некий диапазон значений (или 'оттенков') белого цвета. Так, в стихотворении 'Трактир жизни' дан образ реальности с ее скукой, пошлостью, пороком и привычным одурманиванием, а в стихотворении 'Там', изображен мир демонизированной пошлости.
Вкруг
белеющей Психеи
Муть вина,
нагие кости,
Ночь давно
снега одела,
А в сенях,
поди, не жарко:
Ровно в
полночь гонг унылый
Там,
качаяся, лампады
Тварь
единая живая
На оскала
смех застылый В этом окружении 'белеющая Психея' и ненужно белеющий 'Эрот бескрылый' - это какие-то мертвые гипсовые фигуры: Психея без души и бескрылый Эрот без любви. Белый цвет здесь намекает на потусторонний мир, а Психея и Эрот похожи на надгробия. В стихах Анненского о смерти и о похоронах изображена бытовая, ритуальная сторона этого события. В его повторяемости, привычности и прозе есть что-то неотвратимое и безнадежное, и белый цвет в этих стихах безжизненный, застывший:
В квартире
прибрано. Белеют зеркала.
Лишь ужас
в белых зеркалах Рядом со стихотворениями 'Трактир жизни' и 'Там', изображающими 'страшный мир', в Тихих песнях помещены стихи о поэзии и творчестве: '?' и 'Первый фортепьянный сонет', в котором функция белого цвета контрастно иная.
Есть книга
чудная, где с каждою страницей
Там в
очертаниях тревожной пустоты,
Но,
изумрудами запястий залитая,
И я порвать
хочу серебряные звенья... Ситуация этого стихотворения - 'фетовская': ночной сад, озаренный луной, звуки музыки, летающие по клавишам женские руки в кольцах уподоблены менадам. Всем известные менады - спутницы Диониса, предающиеся буйному веселью и вовлекающие в свое неистовство женщин, способные разорвать попадающихся им на пути животных - таковы они в мифологии. У Анненского - это призрачные существа ('белая вереница'), их экстаз подобен наваждению, галлюцинации. Они опоены не вином, но 'чарами луны зеленолицей'. Экстаз здесь совсем иного рода - это 'белый экстаз', упоение мечтой, миром, где существует 'иная связь', обладающая особой силой и властью. 'Белый экстаз' - название и тема критической статьи о Тургеневе и его героинях во 'Второй книге отражений'. Это формула странной жизни, посвященной иной реальности, чуждающейся всех обычных условий, привычек и стремлений, которыми живут люди. Последняя строка ('И режут сердце мне их узкие следы') - цитата из 'Игрока' Достоевского, не раз отмеченная Анненским как образ любовного чувства мучительного, властного и в то же время неосуществимого. Невозможность - важнейший мотив лирики Анненского, связанный с символом белого цвета. Их соединение нашло выражение в стихах об античных статуях Царскосельского парка3. Обречена на вечную тоску Андромеда с 'искалеченной белой рукой', разлученная со своим 'печальным обломком', лежащим на дне пруда ('Я на дне'). 3 См.: Ашимбаева Н. Т. Некоторые царскосельские мотивы в поэзии Анненского (мифологические статуи). В печати - в сборнике по материалам Международной научной конференции 'Мусатовские чтения - 2009. Некалендарный ХХ век: творческие диалоги', проходившей в Великом Новгороде 23-25 сентября 2009 г. Статуя XVIII в. 'Мир' обрела свою славу благодаря стихотворению Анненского ''Pace'. Статуя мира'. А. Ахматова искала в Екатерининском парке эту воспетую Анненским статую, В. Комаровский вспоминал ее в своих стихах. В образе 'Pace' соединены главные мотивы лирики Анненского, определяющие важнейший смысл его творческого мира: глубоко спрятанная тайная обида, тоска по какому-то иному миру, по утраченному прошлому, смутное припоминание 'потерянного рая' (анамнезис) и невозможность счастья, 'недовоплощенность' - все эти мотивы выражены через символ белизны. Зримым выражением страдания этой 'девы белой' являются черные раны, оставленные дождями и непогодой чуждой ей страны:
Меж
золоченых бань и обелисков славы
Не тешит
тирс ее, она не бьет в тимпан,
Одни туманы
к ней холодные ласкались,
Но дева
красотой по-прежнему горда,
Не знаю
почему - богини изваянье
Люблю обиду
в ней, ее ужасный нос,
Особенно,
когда холодный дождик сеет,
О, дайте
вечность мне, - и вечность я отдам 'Pace' - стихотворение о безлюбости, о скрыто трагичном, вечном и безысходном одиночестве. 'Дева белая' - это муза Анненского. Мотив невозможности воплощения мечты, иллюзорности и недостижимости счастья - один из самых глубоких, потаенно трагичных в лирике Анненского. Он нашел выражение в лучших его стихотворениях и может быть, наиболее ярко и совершенно - в стихотворении 'Невозможно', окрашенном в белые тона, символизирующие не только недостижимость мечты, но и любовь к самой невозможности ее достижения, таящей в себе постоянный источник творческих импульсов.
Есть слова
- их дыханье, что цвет,
Не познав,
я в тебе уж любил
Но лишь в
белом венце хризантэм,
И,
запомнив, невестой в саду,
Если слово
за словом, что цвет, 'Невозможное', несказанное, эфемерное и ускользающее в мире Анненского обладает какой-то особенной привлекательностью:
Весь я там
в невозможном ответе,
Я люблю на
бледнеющей шири Белый цвет при этом часто является выражением и символом этой влекущей невозможности, символом связи с лучшим миром, к которому направлены творческие стремления Анненского-поэта.
Некоторые царскосельские мотивы в поэзии Анненского (мифологические статуи)
Источник текста:
Некалендарный XX век. М.: Азбуковник. 2011. С. 118-126. 118 Трудно переоценить значение царскосельской мифологии для поэзии Анненского. В. Н. Топоров писал о существовании 'царскосельского текста', в который Анненский вписал едва ли не самые значительные страницы после Пушкина1. Т. Венцлова использует термин 'царскосельский код' с его основными составляющими: 'аллеи липовые', 'лебеди', 'статуи'2. Пушкинское любование красотами Царского Села, благородный мажорный пафос, соединение неповторимого чувства юности и свободы с имперским чувством, о котором применительно к Пушкину писал Г. П. Федотов ('Певец империи и свободы'), - все это было уже невозможно для Анненского, человека другой эпохи и другого мировосприятия. В. В. Мусатов писал: 'Эстетически организованный облик Царского Села, как бы ни был он дорог Анненскому, не мог заслонить от него действительной жизни с ее драматическим неблагополучием и неблагообразием'3. В лирике Анненского любовь к жизни и недостижимой красоте соседствуют с мыслями о страдании, о неизбежности гибели, экзистенциальной обреченности всего живого. Это мирочувствие сродни представлению античных трагиков о роковых силах, властных над судьбой человека. Так, в образе клонящегося к закату лета, на фоне осеннего царскосельского пейзажа Анненский как истинный трагик слышит 'удары жребия':
Еще горят
лучи под сводами дорог, 119 В трагедиях, написанных Анненским на античные сюжеты, 'проскальзывают' анахронизмы, строки, которые, которые переносят из античности в реальность Царского Села. Самый яркий пример - это монолог Гермеса из 'Лаодамии':
... А
потом,
Эти строки явственно
'перекликаются' со стихами Анненского о статуях Царскосельского парка. Поэтический образ статуи - это устойчивая культурная мифологема русской поэзии. Анненский явился продолжателем поэтического изображения статуй и вписал одну из самых замечательных страниц в этот мифологический текст. В Екатерининском парке Царского Села было собрано большое количество скульптур. Есть там по сей день и статуя 'Мир' ('Расе'), и 'Андромеда', и 'Девушка с кувшином', воспетые Анненским. Бродя по аллеям и любуясь скульптурами парка, Анненский, филолог-классик, мог особенно живо чувствовать связь с античностью. Он видел здесь и персонажей переведенных им трагедий Еврипида (Геракл), и героев своих оригинальных трагедий (Аполлон, Артемида, Гермес). Образ статуи является одним из устойчивых мотивов, связанных с важной художественной проблематикой Пушкина5. Для Анненского весь круг пушкинских царскосельских образов был неотделим от его 120 собственного переживания культурных реалий Царского Села. Это воспетые Пушкиным обелиски воинской славы и, конечно же, 'Девушка с кувшином' Соколова, изображенная в стихотворении 'Царскосельская статуя' (1830) и отозвавшаяся как 'нимфа с таицкой водой' у Анненского ('Л. И. Микулич')6. Не случайно стихотворение 'Бронзовый поэт' Анненский соединил в 'Трилистнике в парке' с двумя стихотворениями о царскосельских мифологических статуях. И неподвижные Андромеда и Расе, и словно бы готовая мгновенно ожить бронзовая скульптура поэта - это для Анненского две грани живого царскосельского мифа, неиссякаемого источника творчества, поэзии. В отношении Анненского к древности не было ничего 'реставраторского'. Его поэтическое воображение привлекали не обелиски и 'монументы славы', не мажорная парковая атрибутика, а образы, в которых соединялись и 'перекликались' классическая красота с внутренним трагизмом, одиночеством и душевным разладом. О характере своей творческой связи с античностью Анненский написал в предисловии к трагедии 'Меланиппа-философ': 'Автор трактовал античный сюжет и в античных схемах, но, вероятно, в его пьесе отразилась душа современного человека. Эта душа столь же несоизмерима классической древности, сколь жадно ищет тусклых лучей, завещанных нам античной красотою. Автор томится среди образчиков современных понятий о прекрасном, но он первый бежал бы не только от общества персонажей еврипидовской трагедии, но и от гостеприимного стола Архелая и его увенчанных розами собеседников с самим Еврипидом во главе' (290). Это программные слова, выражающие принцип Анненского в подходе к античности, в ее изображении. Обратимся к образам мифологических статуй в лирике Анненского. Статуя 'Мир' (начало XVIII в.7) находится в настоящее время в 121 регулярной части Екатерининского парка, напротив Екатерининского дворца и представляет собой изящную мифологическую фигуру с опущенным факелом в руке. Глядя на нее сегодня, трудно увязать ее с образом, созданным Анненским. Правда, статуя была реставрирована в 1913 г., что нашло отражение в стихотворении В. Комаровского:
Я тоже не
пойду по траурным следам, В сборнике на предыдущей странице приведена фотография В. Уржумцева в оттенках серого. См. фотографии царскосельских статуй на странице собрания. Кроме того, Расе, как и другие царскосельские статуи, была перемещена с того места, где видел ее Анненский и куда приходили смотреть на нее поэты (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов). Отправляясь на прогулку по излюбленному и привычному для него маршруту, Анненский входил в парк через эрмитажную кухню, проходил мимо Эрмитажа, возле которого стояла Расе. Место это, по всей вероятности, было, несмотря на близость к дворцу, не слишком 'ухоженным' (возможно, что этот вид заброшенности был нарочитым): 'Трав вокруг нее не косят никогда'. Пейзаж, на фойе которого описал эту статую Анненский, совершенно конкретный: 'Меж золоченых бань и обелисков славы' - имеются в виду павильоны Верхняя, Нижняя, а также Турецкая бани на берегу Большого пруда, посреди которого помещен Чесменский обелиск. Теперь статуя стоит на идеально ухоженном лугу, органично входит в пейзаж русского Версаля и нисколько не вызывает мыслей об 'обиде', 'заброшенности' и т. д. Да и подойти к ней близко невозможно. Поэтому сегодня, рассматривая 'статуи Анненского' в Екатерининском парке, трудно понять, почему эти блистательные и несколько декоративные статуи представились его поэтическому воображению 'обиженными девами', наделенными затаенным трагизмом, одиночеством. Парадоксальной может показаться декларация 'странной любви' ценителя античной красоты к этому ущербному образу: 'Люблю обиду в ней, ее ужасный нос, / И ноги сжатые, и грубый узел кос. / Особенно когда холодный дождик 122 сеет, / И нагота се беспомощно белеет...' (122). Однако если рассмотреть фотографию статуи Мир, сделанную с помощью сильного объектива, то становится более понятной связь этой парковой скульптуры со стихотворением Анненского. Фотография В. Уржумцева, помещённая в сборнике. См. фотографии царскосельских статуй на странице собрания. Видны и изъяны мрамора, появившиеся в результате постоянных воздействий дождей, снега, холодных ветров: 'Одни туманы к ней холодные ласкались / И раны черные от влажных губ остались'. 'Но дева красотой по-прежнему горда'. Образ красоты, 'невоплощенной и нелюбимой', как написал Анненский в конце статьи о 'Кларе Милич'9 был ему особенно дорог. 'Чистые, сосредоточенные и одинокие, они странно похожи на статуи' (КО, с. 141), - такими увидел он и героинь тургеневских повестей 'Странная история', 'Несчастная' (см. статью 'Белый экстаз'). Кстати, глубоко 'анненское' понятие. Экстатическое состояние связывается у него с представлением о некоей страстной одержимости, выражающейся в движении. Белый экстаз, о котором пишет Анненский, - это состояние внутренней жизни, скрытой от внешнего наблюдателя. Белизна статуй у Анненского - символ их отрешенности и вместе с тем покров, за которым прячется жизнь, не совместимая ни с чем будничным. Статуя 'Расе' - это образ поэзии Анненского, его Музы. В строке 'Не тешит тирс ее, не бьет она в тимпан ...' словно бы присутствует образ другого поэтического мира (стихотворение 'Другому'):
Твои мечты -
менады по ночам. 123
Ты весь - огонь.
И за костром ты чист. В примечаниях к этому стихотворению сказано, что, скорее всего, оно обращено к Бальмонту (575). Но с большей вероятностью можно сказать, что этот образ вакхической, огненной поэзии связывается с Вячеславом Ивановым10. Именно его поэтический мир Анненский видел как противоположный своему. Менада - почти эмблематический образ поэзии Вяч. Иванова. В стихотворении 'Расе' Анненский выразил свое поэтическое credo. Его муза - не огненная вакханка или менада, а вот эта застывшая в своей неиссякаемой печали и обиде дева, попавшая из иного мира на полузаброшенный берег пруда ('На Север, к варварам, в аллею...')11. Отметим также, что мотив 'белого экстаза' - главный в стихотворении 'Первый фортепьянный сонет' ('Упившись чарами луны зеленолицей, менады белою мятутся вереницей...'). Предмет тоски античных дев Анненского одновременно направлен в далекое, навеки утраченное прошлое и в чуждое им настоящее. В стихотворении 'Я на дне...' выражено состояние безысходности ('Нет путей никому, никуда...') и - смутное припоминание о прошлом, о каком-то утраченном счастье (вторая строфа):
Я на дне, я
печальный обломок,
124 В сборнике приведены фотографии О. Рубинчик в оттенках серого (статуи полностью и с приближением рук). См. фотографии царскосельских статуй на странице собрания. Образ статуи в стихах Анненского связан с мотивом застывшей, потерявшей способность к движению жизни - это метафора глубоко интимной, таящейся от грубого внешнего вторжения ранимой души, утратившей или так и не обретшей что-то самое дорогое и важное. Исключительной глубины и выразительности эта коллизия достигает в трагедии 'Лаодамия', написанной Анненским на сюжет утраченной трагедии Еврипида. 'Статуя вообще играет основополагающую роль в структуре личного мифа Анненского', - писал Т. Венцлова в статье 'Тень и статуя'12.
125 'Бездвижность' статуй Анненского может иметь и иную семантику: она может быть как формой сокровенной жизни, так и выражением ее отсутствия: есть статуи и есть гипсовые слепки. Так, в стихотворениях 'Трактир жизни' и 'Там', вошедших в сборник 'Тихие песни', также появляются античные образы: Психея и Эрот. Но если Андромеда и Расе находятся в парке, в аллее, возле пруда, то:
Вкруг
белеющей Психеи 'Эрот бескрылый' существует 'меж искусственных азалий'. Неподвижность этих фигур напоминает надгробные изваяния. Эти слепки, попавшие в 'трактир жизни', лишены не только движения, но и жизни, они пустые оболочки. Таким образом, живая, тоскующая статуя и бесчувственный слепок знаменуют полюса бытия: одухотворенное страдание и пошлую оболочку, бездушную имитацию. Статуи в лирике Анненского - это 'пограничный' образ в общекультурном смысле. Анненский знал и любил пушкинское Царское Село. Ведь это он написал слова об 'улыбке сквозь слезы' при одном звуке имени этого городка. Но в его лирике царскосельские образы или непременные атрибуты этого элизиума теней, приобрели новое значение. Сквозь аполлонически ясный, гармонизированный пушкинский облик царскосельского пейзажа, или под его покровом, он видел иную реальность, неотделимую от тревожной внутренней жизни души, стоящей 'на пороге как бы двойного бытия' (Тютчев). Подытоживая сказанное, заметим, что, конечно, царскосельская тема присутствует в полной мере в лирике Анненского, но она, как и любая другая тема, образ, мотив не остается в своих пределах, а непременно прорастает в глубинную, экзистенциальную сущность его поэзии. 126 Примечания 1 Топоров В. Н. Поэзия и проза В. А. Комаровского // Комаровский Василий. Стихотворения. Проза. Письма. Материалы к биографии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. С. 312. 2 Венцлова, Томас. Примерный царскосёл и великий лицеист: Из наблюдений над поэтикой гр. Василия Алексеевича Комаровского // Комаровский Василий. Стихотворения. Проза. Письма. Материалы к биографии. С. 438-439. 3 Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М., 1998. С. 172. 4 Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л., 1990. (Б-ка поэта. Большая серия). С. 92. (Все произведения Анненского, кроме особо оговорённых случаев, цитируются по этому изданию с указанием страницы в скобках). 5 См.: Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина; Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице // Якобсон Роман. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145-180, 181-197; Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 125-128. 6 См.: Савельева Г. Т. Два мифа о Царском Селе. Анненский и Мандельштам // Иннокентий Анненский и русская культура XX века: Сб. науч. тр. СПб., 1996. С. 143-152. 7 Автором этой статуи называют в одних случаях Бартоло Модоло (см. примеч.: Анненский И. Стихотворения и трагедии. С. 572-573), в других - Д. Дземиниани. 8 Комаровский Василий. Стихотворения. Проза. Письма. Материалы к биографии. С. 41. 9 Анненский Иннокентий. Книги отражений. М., 1979. С. 43. (Далее по тексту - КО с указанием страницы). 10 См.: Лавров А. В. Вячеслав Иванов - 'другой' в стихотворении И. Ф. Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура XX века: Сб. науч. тр. С. 110-117; Пурин А. Недоумение и тоска // Там же. С. 122. 11 Определение 'своего мира' через отрицание - характерный поэтический приём Анненского. См.: Гитин В. Е. Точка зрения как эстетическая реальность. Лексические отрицания у Анненского // Иннокентий Анненский и русская культура XX века. С. 3-30. 12 Иннокентий Анненский и русская культура XX века. С. 62 (см. там же цитаты в примечаниях).
|
Начало \ Написано \ Н. Т. Ашимбаева, доклады на конференциях 2005, 2009 |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com