Начало \ Написано \ А. В. Останкович

Сокращения

Открытие: 20.01.2022

Обновление: 

А. В. Останкович
Сценарий как вид пропозициональной модели.
Маргинальные сценарии в поэзии И. Анненского и Г. Иванова

фрагменты автореферата диссертации

Анатолий Вячеславович Останкович (1964-2018) - профессор Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь), доктор филологических наук.

Кандидатская диссертация автора: Останкович А. В. Сонеты И. Ф. Анненского. Аспект гармонической организации. Ставрополь, 1996. КД ?

См. также в собрании: Останкович А. В. Художественная роль повтора в гармонии сонета. PDF (исследованы сонеты 'Ненужные строфы'

Источник: Останкович А. В. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века. 10.01.01; 10.01.08. 2009. Москва. АДД

Научный консультант - доктор филологических наук, профессор Федотов Олег Иванович
Московский институт открытого образования

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Кихней Любовь Геннадьевна
Московский институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

доктор филологических наук, профессор Коваленко Александр Георгиевич
Российский университет дружбы народов

доктор филологических наук, профессор Орлицкий Юрий Борисович
Российский государственный гуманитарный университет

Ведущая организация: Волгоградский государственный педагогический университет

Защита состоится 23 октября 2009 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.203.23
при Российском университете дружбы народов по адресу: Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.

Из Оглавления:

2.5. Гармонизирующее значение нарушений традиционных норм в сонетах И.Ф. Анненского.
2.5.1. Синтаксически не разграниченные катрены.
2.5.2. Отступления в количестве рифм и способах рифменного сочетания стихов терцетов.
2.5.3. Отступления в строе рифменных сочетаний катренов.
2.5.4. Синтаксическая неразграниченность катренов и терцетов.

4.4. Третий и пятый уровни циклических связей сонета: 'Мучительный сонет' И.Ф. Анненского в составе и в образовании жанрово-тематических групп.

 

Диссертационные положения:

3

Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу структуры русского классического сонета с точки зрения реализации в ней гармонических принципов пропорции золотого сечения (далее - з.с.).

5

Гармоническая структура русского классического сонета основана на диалектическом соответствии его архитектоники как общего и композиции как частного пропорции з.с., сущность которой заключается в установлении соотношений между частями и целым по принципу: меньшая часть так относится к большей, как большая часть относится к целому.

В главе I 'Сонет и гармонические законы пропорции золотого сечения' <...>

10

При уровневом анализе сонетов 'Трилистника шуточного' ('Перебой ритма', 'Пэон второй - пэон четвертый', 'Человек') И. Анненского выявлено соответствие их текстовой структуры гармоническим принципам исследуемой пропорции. Сонеты 'Трилистника шуточного' объединены идеей высокой поэтической игры с содержательными и ритмическими возможностями жанрово-строфической формы. Лексически заявленный инвариант - 'перебой' - трижды реализуется необычными экспериментальными enjambements с разрывом слов и гиперметрическими цепями на стыках женских клаузул с мужскими или пиррихированными зачинами последующих стихов в первом сонете 'Трилистника шуточного' 'Перебой ритма'. В каждом сонете цикла тема пеонов выражена словесно-образно и метрически. В первом сонете пеон третий, отнесенный к размерам для драматических произведений и эпиграмм, властно вытесняет привычно гулкий четырехстопный ямб, наименование которого разорвано стиховым переносом. Если метрический рисунок второго сонета трилистника 'Пэон второй - пэон четвертый' вполне соотносится со схемой четырехстопного ямба, то в начальном сонете 'Трилистника шуточного' 'Перебой ритма' поэт от него демонстративно отказывается. Перед нами случай реализации в ритме сонета третьего пеона, основанного на хореической каденции. Композиционно-образная гармония сонета 'Пэон второй - пэон четвертый' опирается на рекуррентное развитие инвариантных центров, вариационное повторение темы ямбических размеров: инициальная часть ('Пэон второй - пэон четвертый'); 2-й стих ('консорты'); 3-й стих ('вы - ты'); 4-й стих ('Пэон второй - пэон четвертый'); 6-й стих ('светлые черты'); 8-й стих ('вы'); 9-й стих ('вы...снимок'); 11-й стих ('вы...блок пивной'); 12-й стих ('вы...посыльный'). Сочетание идентичных и вариативных повторов в частях определяет восприятие текста соответствующим образом - как развивающееся 'подвижно-равновесное целое'. Единство замысла цикла о стихотворном размере реализовано и в третьем сонете 'Человек', выполненном четырехстопным ямбом, ритмика которого осложнена каденцией четвертого пеона. Он заявлен уже в первом полустишии начального стиха, повторен в этой же позиции в 10 и 14 стихах, реализован вторыми полустишиями 2, 3, 5, 7, 8, 9, 13, 14 стихов. Кроме того, первое полустишие шестого стиха соответствует второму пеону. Полноударной схеме четырехстопного ямба соответствуют только 4, 11, 12 стихи. Изменение в пользу двусложной стопы произошло за счет сверхсемантизации междометий, несущих стопное ударение - 'да, нет (2), ах, бя, пипь, тубо, тю-тю, бо-бо'. Инерция подхвачена и местоимениями в шестом стихе, которые, находясь в сильных позициях стиха, приобрели повышенную семантическую значимость и стали ударными. Сонет 'Человек' продолжает эпиграмматическую линию первого сонета, иронично переосмысливая регламентированное восприятие действительности. Ирония достигает предела в сонетном замке, 13-14 стихах, где однозначно положительные и отрицательные реакции первого катрена - 'На 'да' и 'нет', на 'ах' и 'бя'...', вариативно продолжены и уравнены с командами для охотничьих собак - 'пиль', 'тубо' и лепетом малолетнего дитя - 'тю-тю, бо-бо'.

13

Структурно же композиционный повтор на стыке катренов и терцетов может быть как идентичным, таки вариативным, как сопряженным, так и дистантным. Наиболее типичны следующие виды композиционного повтора: <...> 3) Повтор на границе архитектонических частей всегда связан с композиционно-образной гармонической структурой. Он актуализирует
ключевые смыслы, может быть метафорическим - ассоциативным, контрастным, синонимическим, метонимическим...:
'Менады белою мятутся вереницей... / Меня волнует дев мучительная стая' (Анненский. 'Первый фортепьянный сонет') <...>

14

Глава 2 'Сонетный канон в гармонической организации сонета' определяет системный смысл и гармонизирующую роль традиционных правил. <...>

Детальному анализу гармонического смыла наиболее типичных отступлений (как то: неединообразное рифмование катренов на две рифмы, катрены на четыре рифменных созвучия, отступления в количестве рифм и способах рифменного сочетания стихов терцетов, синтаксическая неразграничеиность катренов, синтаксическая неразграниченость катренов и терцетов, наличие повторяющихся слов и пр.) посвящены отдельные параграфы этой главы. Материалом послужили сонеты <...> практически весь корпус сонетных текстов Анненского.

15

Словесный повтор в гармоническом центре сонета имеет ключевое композиционное значение. Отношение к повторяемости лексических единиц в сонете должно быть основано на выявлении их гармонизирующего значения для композиционных частей и целого. Равным образом нельзя согласиться с однобоким мнением о сознательной разрушительной миссии Анненского-сонетиста9. В сонетах Анненского нет ни одного 'нарушения', которое бы уже не стало традиционным для русского сонета. Филолог-классик и поэт тонко воспринимал неисчерпаемый эстетический потенциал жанрово-строфической формы. Всегда сохраняя гармоническую вертикаль, он сознательно расширял содержательную сферу сонета, удачно экспериментировал с его гармоническими возможностями.

9 Лотман М.Ю. Иннокентий Анненский - разрушитель сонета // SKowin'nska metryka porownawcza, v. Sonet / Pod red. Lucylli Rszczokowskiy i Dorty Urbaaski ej: - Warszawa, 1993. - Str. 123-131.

16

<...>

Сонет - художественное целое, осуществляющее свою гармоническую идею по  принципу единовременного контраста. Динамическое взаимодействие внешне заданных параметров, содержащих начала упорядоченности, последовательности, ограничения и завершенности, с диалогически развивающимся движением лирической темы рождает жанрообразующую пространственно-временную гармонию. Обращаясь к сонету, поэт вступает в ситуацию диалога, то солидарно включая свое произведение в окружающую реальность, то выделяя его из нее, то противопоставляя... Время-пространство сонета Анненского 'Ненужные строфы' представляется сотканным из воспринимаемых лирическим субъектом реалий действительности и его собственного внутреннего мира, принципиально не связанного с ограниченной пространственно-временной ситуацией. Время, затраченное на чтение сонета, вполне сопоставимо со временем горения бумажного листа с написанным сонетом. Приговор листам со 'строфами', вынесенный в комнате-кабинете с камином, звучит закономерно, находя соответствие-несоответствие в пространственном мире природы, рождающей из неорганической материи вечно живое в красоте ('жемчужины') и прекрасное, но подверженное власти времени (листы деревьев), а значит, смерти как закономерности. Из пространства морского и лесного, из длительности рождения жемчуга и относительной краткости осеннего увядания лирическая ситуация сонета переходит в мифологизированное время-пространство, где вполне материальная вещь - камин становится жертвенным алтарем Светозарного Аполлона, который благожелательно приемлет жертву. В восьмом стихе:

17

'Но погребальная свеча уж зажжена', гармоническом центре сонета, тема смерти из подтекста ('...до рожденья их отвергнутым созданьям') переходит в текст. Но пламя свечи таит в себе и продолжение позлащенности небес, и предсказание превращения камина в жертвенный алтарь, т.е. переход в мифологизированное время-пространство. Лирическое настоящее, пережив процесс неомифологизации, начинает существовать в едином времени. Настоящее лирического героя становится темпоральной ипостасью прошлого, то есть звеном в непрерывной цепи циклических преобразований. Трансформация хронотопа существенно меняет оценочную позицию лирического субъекта: от восприятия собственных творений как несовершенных и обреченных забвению к пониманию включенности себя, своего сонета в мир всеобщего, природного и культурного пространства. Неомифологизация в данном случае размыкает времяпространство в одном направлении: 'конец' строф, их сожжение в пространстве камина-жертвенника не означают их смерти во времени, не влечёт за собой забвения. Изменение восприятия несовершенных стихов через трансформацию хронотопа повышаете их ценностный статус. Стихи как объект и событие начинают обладать собственным пространством и временем. Они их атрибут, а время-пространство мира без них неполно и ущербно. Такой тип структурирования лирического переживания в сонете можно считать жанрово закономерным, поскольку сонет синтезирует в месте гармонического центра этот момент совпадения времен и пространств, одновременно звучащих в эгоцентричном творческом сознании индивидуума и всеобщем потоке бытия.

19

Достаточно часто сонеты-послания-посвящения обыгрываются в форме акростиха. Сохраняя интимно-личностный характер, они выходят за пределы ограниченного общения двух индивидуальностей. Обыгрываемая в них лирическая ситуация включается в культурно-исторический контекст современности, дополнительно диалогизируется посредством читателя-реципиента и становится значимой для всех субъектов культурного времени-простраиства. В сонетах-акростихах на первый план отчетливо выходит или их субъективно ограниченная авторская установка, или претензия на культурно-историческую значимость. Интимно-личностная основа посвящения реализовалась в сонетах-акростихах И. Анненского и Б. Лившица.

20

<...>

Четвертая глава 'Идея гармонии в сонетных циклах' выявляет специфику, принципы и закономерности образования сонетных ассоциаций. <...>

В части понимания цикла как заранее спланированного, а значит, замкнутого образования теория цикла в литературоведении противоречива. Среди общих признаков, выделяемых исследователями <...> присутствует констатация авторской заданности состава и композиции. Но известны случаи (А. Белый), когда цикл формировался на этапе издательской работы при критическом осмыслении давно написанных стихов. При учете данного обстоятельства цикл представляется не замкнутой, а открытой художественной системой, способной к развитию и расширению. Так, в творчестве Анненского авторские циклы 'фортепьянных' (2) и 'мучительных' (4) сонетов можно считать вполне оформленными и завершенными, но они же, вариационно повторяя

21

устойчивые для сонетов поэта образы, мотивы, составляют с другими сонетами жанрово-тематические единства новых уровней.

<...>

22

Жанровая специфика сонетных циклов, образовавшихся под влиянием жанровых условий, рассматривается нами преимущественно в связи с творчеством Анненского. Выявление циклических связей через построение образно-семантических полей ключевых словообразов 'Мучительного сонета', 'Первого фортепьянного сонета', 'Второго фортепьянного сонета', 'Второго мучительного сонета' (цикл 'Лилии'), сонетов 'Трилистника шуточного' позволило определить общую картину сонетных циклов в творчестве поэта. В сонетах на протяжении всего 'творческого пути' им реализовывалось рефлексирующее отношение к процессу и результатам творчества. Потребность в осмыслении и преобразовании своего 'я', 'тоска' и 'мука', сопровождающие попытки творящего сознания, осознание беспредельной и безграничной связи всего многообразного сущего формировали образ лирического героя его сонетов. Эти сонеты, образуя единую жанрово-тематическую группу, одновременно принадлежат к разным циклическим образованиям и напечатаны в разных книгах

23

стихов. 'Июль-1', 'Ноябрь', 'Ненужные строфы', 'Первый фортепьянный сонет', 'Второй фортепьянный сонет', 'Парки - бабье лепетанье' из цикла 'Бессонницы', 'Второй мучительный сонет' из цикла 'Лилии', 'Третий мучительный сонет' из 'Тихих песен' образуют единое жанрово-тематическое образование, посвященное трагичным отношениям творящего сознания субъекта творчества и действительности. Но 'Июль-1' составляет цикл-'двойчатку' со стансовым стихотворением 'Июль-2', 'Парки - бабье лепетанье' входит в цикл 'Бессонницы', два 'фортепьянных сонета' образуют 'двойчатку', так как связаны единым лирическим сюжетом. 'Второй мучительный сонет' открывает трехчастный цикл 'Лилии'; 'Третий мучительный сонет' из книги стихов 'Тихие песни' образует циклическую группу со 'Вторым мучительным сонетом' цикла 'Лилии', 'Мучительным сонетом' из 'Трилистника призрачного' книги 'Кипарисовый ларец' и 'Вторым мучительным сонетом' цикла 'Разметанные листы'; ко всей группе, демонстрируя широту циклической валентности, относится сонет 'Поэзия' из стихотворений, не вошедших в сборники. Индивидуально-авторские тематические сонетные циклы образуются двумя способами: составляющие их сонеты или непосредственно связаны на разных уровнях организации текстов, или связаны опосредованно, если примыкают к жанрово-тематической группе через связь с одним из сонетов цикла. Философскому, драматически напряженному отношению к творчеству самосознающего 'я' противостоит в рамках цикла группа сонетов эпиграмматического плана: 'Перебой ритма', 'Пэон второй - пэон четвертый', 'Человек' ('Трилистник шуточный'), сонеты 'Из участковых монологов', 'В море любви'. 19 из 26 оригинальных и 14 из 19 переводных сонетов Анненского могут рассматриваться как единая жанрово-тематическая группа, обращенная к теме творческого сознания. Темой смерти, завораживавшей Анненского на протяжении всего творчества, объединены 4 оригинальных сонета и 3 переводных. Высокий удельный вес циклизующихся сонетов объясняется не ограниченностью тематической палитры и даже не специфическими чертами творческой индивидуальности, а, в первую очередь, феноменом жанрово-строфической формы. Обладая исключительно высокой циклической валентностью, сонеты по тем или иным параметрам могут примыкать сразу к нескольким уровням циклических образований. 'Мучительный сонет' являет собой структурно-содержательную часть 'Трилистника призрачного' со стансовыми 'Nox vitae' и 'Квадратными окошками' (третий уровень), составляет циклическое целое с тремя 'мучительными' сонетами (второй уровень), входит в жанрово-тематическую группу, произведения которой обращены к проблемам творческого сознания (четвертый уровень), наконец, тематически, эмоционально, характером антиномичности, через цитацию сближается с сонетами других авторов (шестой уровень).

вверх

 

Начало \ Написано \ А. В. Останкович

Сокращения


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2022
Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования